Владельцы агроусадеб на Гомельщине: "Это больше для души, чем бизнес"
Ежегодно в Гомельской области регистрируются десятки агроусадеб. При этом некоторые владельцы даже не могут объяснить, зачем это делают. Для них это больше развлечение, чем бизнес.
Приезжают знакомые, но они не платят
"На всякий случай", - говорят. Платить-то всего одну базовую в год, поэтому даже при полном отсутствии клиентов потеря невелика.
С хозяином усадьбы "Сказка" в деревне Выношевка Кормянского района я познакомился два года назад. Его жена работает в детсаду, поэтому территория возле дома чем-то напоминает детскую площадку. Ручеек с декоративным мостиком и беседкой на воде, много фигурок и украшений из ПЭТ-бутылок.
Чуть дальше - импровизированная выставка а-ля Back in the USSR под открытым небом. Из экспонатов старая печатная машинка, поломанный телевизор, диапроектор и флаг с изображением Ленина. Флаг за два года куда-то исчез, но его сменил портрет Владимира Ильича, который сейчас украшает стену бани.
- Думаю, в следующем году тоже будем числиться как агроусадьба, - сказал Вячеслав. - Все-таки одна базовая - это недорого.
- А посетителей у вас много?
- Тех, кто за деньги, пока не было. В основном приезжают знакомые, но они не платят.
- Есть ли тогда смысл?
- Ну, вы знаете, это больше занятие для себя, для души. А вдруг кто-нибудь да приедет! Если взять кредит около 25 миллионов рублей, то можно немного обустроиться. Тут вот и Сож рядом. В конце концов, можно лодку купить, катать отдыхающих.
- А если кто-то захочет у вас поселиться, на какую сумму придется рассчитывать?
- Ой, я даже не знаю. Никогда над этим вопросом не думал.
- Принимать гостей где планируете?
- В летнем домике 3 человека могут поселиться, но там сейчас лук лежит. Сохнет. Есть и спальня на 2 человека.
Тем не менее, хозяин усадьбы намерен и дальше украшать территорию вокруг дома. Уже поставил качели, а вдоль ручейка планирует разместить несколько светонакапливающих фонарей.
- В прошлом году тут вот такие рыбы были, - сказал он. - Когда нас по весне затопило немного, я выловил из этого ручейка шесть щук и под сотню карасей.
- Ну вот, можно рыбалкой клиентов привлекать, - отвечаю Вячеславу. - У вас же еще и лошадь была?
- Да. Как-то в Корму приезжала семья из Минска, так попросили ребенка прокатить. Даже заплатили.
Без водочки и шашлычка
Пожалуй, самая перспективная усадьба Кормянского района находится в деревне Белёво, где всего-то несколько хат стоит.
Ее владелец Михаил Терехов - заядлый охотник. Он разводит борзых собак и устраивает охоту на зайцев. Подобные соревнования Михаил хочет провести уже в октябре, и если задумка выгорит, его усадьбу посетят такие же фанаты своего дела из России и различных уголков Беларуси.
Правда, есть одна загвоздка. Терехов готов принять в своей усадьбе туристов при условии: они тоже должны увлекаться охотой либо интересоваться борзыми. То есть, просто отдохнуть от городской суеты с шашлычком здесь не получится. А вот в рамках познавательного тура всегда пожалуйста!
- Чужих мне не надо, - признался Михаил. - Человек приедет водку пить, а я ему буду про собак рассказывать. Смешно ведь, правда?
Пока посетители усадьбы Терехова - это в основном его друзья и знакомые. Рекламой своих услуг Михаил особо никогда не занимался, но сейчас подумывает об этом.
- Возможно, людям было бы интересно поохотиться с борзыми или со стороны понаблюдать за процессом, - рассказал он. - К тому же я могу показать фотографии, видео, у меня много тематической литературы для охотников.
Усадьба функционирует уже третий год. В прошлом году в районе решили провести полевые испытания борзых. Были гости из Витебска, Минска, Могилева, Марьиной Горки.
- Агротуризм - это, наверное, не столько бизнес, сколько социальный проект, чтобы люди оставались в селах и занимались там любимым делом, - считает главный специалист управления физической культуры, спорта и туризма облисполкома Татьяна Петина. - Как, например, молодые ребята, которые открыли усадьбу в деревне Свидное Лельчицкого района. Одному из них дом достался по наследству от бабушки. На тот момент дома в поселке стоили 200 - 500 долларов, а сейчас - минимум 2 тысячи. Это большой показатель их работы!
По словам Татьяны Борисовны, сейчас люди стали осознанно подходить к вопросу создания усадеб и понимать, что для успеха в этом деле нужно вложить немало средств. А год-два тому назад агротуризм был своеобразной экзотикой, и многие просто хотели попробовать свои силы.
Для того, кто заинтересован в серьезном развитии, есть масса возможностей разрекламировать свои услуги. Например, на дорогах часто можно увидеть указатели, направляющие к усадьбам, а в различных буклетах прочитать о них подробную информацию.
Один из белорусских банков ежегодно делает каталог агроусадеб как в печатном, так и в электронном формате. Владельцам было предложено бесплатно разместить там информацию. Удивительно, но многие даже не откликнулись на это предложение…