Вакансии на должность «бога» в минской милиции по-прежнему открыты
Сколько в столичной милиции участковых инспекторов по штатному расписанию и сколько их не хватает?
На этот, казалось бы, простой вопрос корреспондента интернет-газеты Naviny.by, заданный 30 сентября в ходе прямой телефонной линии, не смог ответить заместитель начальника ГУВД Мингорисполкома — начальник милиции общественной безопасности полковник Александр Иоскин.
Вопрос задавался не из праздного любопытства. По открытым данным МВД, в Минске за семь месяцев текущего года (по сравнению с этим же периодом 2012 года) почти на 35% возросло количество зарегистрированных преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Количество убийств и покушений осталось на прежнем уровне, но на 60% выросло количество умышленных тяжких телесных повреждений. Рост, к месту заметить, по всем показателям и направлениям. В чем причина? Может, проблема обострилась из-за того, что недорабатывают участковые, которых в столице не хватает?
Заявленная тема прямой телефонной линии замначальника ГУВД «Предупреждения правонарушений, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений» стала хорошим поводом прояснить ситуацию. Получилось то, что получилось…
— Александр Леонидович, милицейская статистика фиксирует резкий рост количества преступлений в сфере семейно-бытовых отношений минчан. Вопрос о роли и сегодняшних возможностях участковых инспекторов в деле профилактики таких правонарушений. Вакансии участковых открыты во всех РУВД Минска. Сколько их всего должно быть по штату, сколько не хватает?
— Есть такая ситуация… В сфере семейно-бытовых преступлений учитываются преступления и превентивной направленности. Это те уголовные дела, которые возбуждены сотрудниками милиции превентивно в отношении преступников. Это такие дела, как истязание, угроза убийством, умышленное причинение легкого телесного повреждения… Поэтому с учетом всех этих статей у нас отмечается рост преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Но если мы возьмем превентивную составляющую работы наших сотрудников, то здесь результаты лучше. К примеру, если за девять месяцев прошлого года за угрозу убийством было возбуждено 97 уголовных дел, то в этом 112, если по истязаниям было возбуждено 13, то в этом — 28, если за умышленное причинение легкого телесного повреждения было 15, то в этом году было возбуждено 21 уголовное дело.
— Статистику в данном случае можно по-разному понимать. То ли милиция стала лучше работать, то ли народ стал больше хулиганить и безобразничать по отношению друг к другу…
— Нельзя сказать, что народ стал больше хулиганить и безобразничать. По статистике, на протяжении последних пяти лет у нас в столице примерно одинаковое количество преступлений совершается в сфере семейно-бытовых отношений. Самое главное для нас — что нам нужно сделать для того, чтобы таких преступлений совершалось как можно меньше. В этом году, например, мы активизировали направление лиц в лечебно-трудовые профилактории. По сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 150 человек. Не буду называть абсолютные цифры, потому что это может быть опять преподнесено с другой стороны…
— Но ведь цифра, как ее ни крути, она остается фактом?
— Конечно, остается фактом. Ну, скажем так, 1050 человек в этом году мы уже направили в ЛТП. Это лица, которые страдают хроническим алкоголизмом и злостно нарушают общественный порядок. Это является одной из составляющих профилактических мер. Ну и возбуждение уголовных дел превентивной направленности против определенной категории лиц, которые не понимают и не хотят жить как надо.
— И опять к вопросу об участковых. Об их роли в профилактике такого рода преступлений. Они ведь должны быть на первом месте в таких вещах…
— Участковый инспектор, если так можно сказать, «универсальный солдат». Да, он стоит на острие профилактики, всех бытовых неурядиц, всех правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Да, конечно, есть у нас и проблемы с комплектованием участковых инспекторов, практически в каждом районном управлении есть вакантные должности. Но это связано, понимаете, еще и с очень напряженным графиком и ритмом работы. И многие просто не выдерживают, потому что через себя пропускать весь негатив людских взаимоотношений, это очень сложно. Не надо забывать о том, что участковый инспектор является кузницей для других подразделений. Это универсальный сотрудник милиции…
— Можно было бы согласиться с такой терминологией, но с другой стороны, думается, участковый не должен быть универсальным мастером на все руки, а должен заниматься своим участком и делами, которых там хватает.
— Эта универсальность связана с универсальностью поставленных ему задач. Он обязан раскрывать и преступления на своем участке, и заниматься профилактикой правонарушений и преступлений. Отсюда и универсальность исполнения его задач.
— В процессе реформирования МВД доля участкового хоть немного облегчилась? Ведь ему надо заполнять порядка двадцати всевозможных журналов?
— Я не знаю, откуда у вас с такие сведения по количеству журналов…
— С сайта МВД.
— Я вам скажу так, что в процессе реформирования мы пытаемся определенные задачи, которые возложены на участковых, каким-то образом их минимизировать. Для этого необходимо, конечно, не просто принятие одномоментного решения, а тонкая, глубокая проработка нормативной базы, которая у нас существует. Поэтому мы целиком и полностью только за то, чтобы участковый как можно меньше выполнял задач, а больше занимался основной своей задачей, занимался профилактикой и раскрытием преступлений и правонарушений.
— Александр Леонидович, Минск растет и в ширину, и по населению. С учетом этого, сколько в столице участковых должно быть и сколько есть? Или это цифра из рода милицейских тайн?
— Дело не в том, что это милицейская тайна, эта цифра постоянно варьируется. Город не мертвый, город растет, соответственно, цифры меняются.
— Нисколько не сомневаюсь, что вы располагаете данными штатной численности и недокомплекта участковых инспекторов…
— Конечно, у нас такие цифры есть, но это цифры на сегодняшний час, они могут измениться, завтра придут какие-то сотрудники, послезавтра они уйдут. Это не принципиально. Да, наше желание в том, чтобы их всегда был полный комплект. Но это не панацея… Когда человек исполняет свои обязанности, это его служба… Чтобы он относился к ней с трепетом, с любовью, насколько это возможно, чтобы это было его хобби. Я сам был участковым инспектором, знаю, что это тяжело и знаю, что это интересно. Если ты делаешь свою работу хорошо, то работа приносит радость. Самое главное, чтобы работа приносила человеку радость.
— Однако, Александр Леонидович, за этой «радостью» почему-то нет очереди в кадровые службы органов внутренних дел.
— Комплектование службы участковых инспекторов, тема не сегодняшней прямой линии. Спасибо вам за звонок.
От редакции. На сайте МВД в открытом доступе можно найти примечательный документ. Называется он — «Инструкция по организации деятельности участкового инспектора милиции».
Даже беглого ознакомления с этим документом достаточно для того, чтобы понять, насколько работа участкового — бумажная. Ему необходимо ежедневно вести всевозможные учеты, заполнять десятки списков и журналов. И все это не считая других нюансов, о которых сами инспекторы и их начальники вслух остерегаются говорить.
Почти год назад на совещании по вопросу реформирования МВД Александр Лукашенкозаявил, что участкового инспектора милиции необходимо освобождать от несвойственных функций. «Участковый — бог, царь и воинский начальник на месте», — сказал глава государства.
Судя по беседе с полковником Иоскиным, который не решился назвать количество вакантных мест на должность «бога» в минских РУВД, до реорганизации этой важной службы руки пока не дошли.
Виктор ФЕДОРОВИЧ