Стали тратить больше. На что?

Источник материала:  

Мы снова стали больше покупать. Достаточно высокий темп роста розничного товарооборота (18—20 % прироста к уровню прошлого года) поддерживается практически на протяжении всего 2013 года. Это говорит об оживлении потребительского рынка и о росте покупательной способности населения.

Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в январе—августе составил 161,1 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 19,3 % больше января—августа 2012 года. В расчете на душу населения за 8 месяцев он составил 17 млн. рублей (год назад этот показатель сложился на уровне 13,1 млн. рублей). Сограждане опять стали больше тратить, причем этот рост заметен прежде всего по непродовольственным товарам.

Непродовольственных товаров продано в сопоставимых ценах 128,4 % к уровню января—августа 2012 года. Наиболее заметный рост продаж произошел по таким товарным группам, как автомобили (реализация увеличилась на 41,5 %), парфюмерные и косметические товары (на 39,1 %), синтетические моющие средства (на 20,6 %). Почти на треть выросли продажи нижнего белья и стройматериалов, на четверть — фармацевтических товаров.

По продовольственной группе ситуация более скромная. Реализация пищевых продуктов, напитков и табачных изделий составила в сопоставимых ценах 112,4 % к уровню января—августа 2012 года. Увеличилась продажа коньяка, коньячных напитков и бренди (на 48,4 %), детского питания (на 22,2 %), овощей и рыбы (на 17 %), виноградных вин и фруктов (на 14 %). Что насчет коньяка, то тут рост вызван скорее увеличением розлива этого напитка на белорусских ликероводочных заводах. А вот овощи, фрукты и рыба продавались активнее в силу снижения цен на них.

Соотношение долей продовольственных и непродовольственных товаров в розничном товарообороте прежнее: почти поровну, с небольшим, в 1,4 процентного пункта, перевесом продовольствия.

Проблема в том, что рост реализации непродовольственных товаров шел в основном за счет импорта. Его доля в продажах промтоваров выросла до 44 % (притом что в целом в розничном товарообороте она не превышает 28,7 %, по продовольственным товарам — не выше 17 %). В Беларуси стали покупать больше импортных товаров практически по всем товарным группам, кроме моторного топлива. Наиболее явно эта тенденция проявилась в отношении телевизоров, стиральных машин, парфюмерно-косметических товаров, моющих средств, обуви, одежды, трикотажа. Из продовольственных товаров вновь выросла доля импорта в продажах макаронных изделий. Внутренний рынок нашей страны становится более открытым с развитием единого экономического пространства в рамках Таможенного союза. Конкуренция на нем обостряется. И этот процесс будет только нарастать, что потребует немалых усилий от отечественных производителей товаров. В свою очередь, денежно-кредитная система поставлена перед необходимостью прилагать больше усилий для сдерживания инфляции и поддержания устойчивости национальной валюты.

-----------------------------------------

Пока в Нацбанке Беларуси видят основания для выполнения параметра по инфляции в 2013 году на уровне не выше 12 %. Об этом заявила председатель правления Национального банка Беларуси Надежда Ермакова 18 сентября во время онлайн-конференции и телефонной «прямой линии» в БелТА.

Она при этом подчеркнула, что антиинфляционная политика — совместная задача для правительства и Национального банка. «Ее решение во многом будет зависеть не только от действий Национального банка, но и от того, какой будет в оставшийся период текущего года динамика регулируемых государством цен на товары и услуги», — заявила она. И обратила внимание, что и главный банк страны, и правительство твердо намерены сохранить жесткую антиинфляционную политику, дополняемую регулятивными мерами государства. Между тем в августе инфляция сложилась в размере 0,1 %, с начала года — 8,2 %, и это в рамках прогноза. Стоит напомнить, что по итогам 2012 года инфляция сложилась на уровне 21,8 % при прогнозе не более 22 %.

И сдерживание инфляции в рамках годового параметра в немалой степени зависит от стабильности внутреннего потребительского рынка, от готовности населения тратить средства именно на белорусские товары, тем самым подкрепляя наш рубль через активный розничный товарооборот.

←Время выгодно продать картофель наступит скоро

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика