У наших агроусадеб свое гастрономическое лицо?
Если Италия — значит, пицца; если Нидерланды, то голландские сыры; Япония — суши… Ассоциативный ряд без труда сможет продолжить даже неискушенный турист. А если речь зайдет о Беларуси, то приезжий не ошибется, назвав здесь наш драник. Это хорошо, если назовет, ведь гастрономический, чрезвычайно популярный ныне во всем мире вид туризма для нашей страны — новый и мало развитый.
Франция, Италия, Испания и другие государства предлагают своим гостям разнообразные винно-гастрономические туры. В Шотландии туристам предлагают «виски-туры», в Чехии или Баварии — «пивные». Хорошая наживка для приезжих, не правда ли? Чем может «взять» туриста наша страна? Несомненно, национальными блюдами и напитками. А их корни, это очевидно, лежат не в меню престижных столичных ресторанов, а совсем на поверхности — в белорусской деревне.
Кулинарные традиции нашей глубинки, по моему личному мнению, имеют большой потенциал. Ведь мы можем удивить туриста, кроме драника и «пальцем пиханой» колбасы, и огурцами с медом, и даже кое-чем покрепче — фирменным белорусским самогоном. Кстати, производить этот оригинальный алкогольный напиток имеют право лишь отдельные природоохранные, торговые и туристско-экскурсионные комплексы Беларуси по специально выдаваемой лицензии. Разрешения на такую деятельность регулируются Правительством. Опять же — это штучный товар.
Другой вопрос — «упаковать» все наши кулинарные и питейные «фишки» так, чтобы турист не просто «схавал» (в буквальном смысле), но и насладился гастрономической Беларусью. И речь идет здесь не столько об удобоваримой форме и скорости подачи блюд и напитков, а о том, в каких условиях собираются потчевать туриста. Ведь драник, поданный в ресторане на центральном проспекте столицы, согласитесь, ну никак не презентует нас как народ, который называют «бульбашамі». Ассоциации должны уходить ближе к земле, к трудолюбию и самобытности белорусов. А значит, к деревне. На мой взгляд, именно там, в живописной (и обновляемой нынче) сельской местности есть все возможности, чтобы познакомить туриста с кулинарными изысками Беларуси. Усовершенствовать инфраструктуру, сервис и произвести превосходное впечатление на приезжего под силу будет практически любой агроусадьбе Беларуси. Кстати, их в стране более 1,5 тысячи.
Некоторые из бизнесменов, кто занимается агроэкотуризмом, уже стали на этот путь. Например, усадьба «Свитязянка» в деревне Воронча Кореличского района Гродненской области. У гостеприимной хозяйки есть богатая коллекция старинных рецептов, в доме создан надлежащий порядок, а колоритный антураж интерьера усадьбы дополняет традиционная белорусская печь.
Что ж, к первым «ласточкам», типа «Свитязянки», способны и должны постепенно присоединяться многие белорусские агроусадьбы. Возможности для этого, убеждена, побывав в разных районах страны, есть. Именно так мы сами способны возбудить интерес к нашей стране любого туриста, которому, как и всем нам, хочется вкусно и хорошо подкрепиться на отдыхе. Акцент можно сделать на основном: блюда, приготовленные в деревенских усадьбах, — из экологически чистых и качественных продуктов.
Татьяна УСКОВА, «БН»