Короткие встречи
Могилевчанка Анастасия Судзиловская много лет подряд собирает выпускников школ территорий, пострадавших от аварии на ЧАЭС
Самое ценное в доме Анастасии Васильевны — это архивы. Альбомы с фотографиями, копии документов, диски, пленки. Планы не существующих уже деревень.
— Вот наш класс, — протягивает она черно-белую карточку, с которой смотрят три десятка пар любопытных глаз выпускников Савиничской школы Климовичского района.
Кстати, самой хозяйки на этом снимке нет. Фотограф, решив, что красивая десятиклассница с фамилией Судзиловская жить тоже должна в деревне Судзилы, отправил ее портрет туда! Во время первой встречи бывших одноклассников в 2008-м, рассказала женщина, многие не сразу узнали друг друга, так что приходилось представляться заново. А когда «сличили» оригиналы со школьными фотографиями, оказалось, что разница не так уж велика. А еще — появилось чувство, будто и не было этих сорока лет, разбросавших всех по разным городам и странам. И звонок, оповестивший об окончании школы и начале новой, взрослой жизни, прозвенел только вчера…
Через годы, через расстояния
Ежегодные встречи бывших учеников тоже начались с того, что однажды, придя с работы, Анастасия Васильевна взяла в руки старый альбом. И будто током ударило: после получения аттестата зрелости четыре десятка лет прошло, а они за это время ни разу не встретились.
— Позвонила тем из одноклассников, с кем общалась. Сказала: если сами не соберемся, кто за нас это сделает? — вспоминает Анастасия Васильевна. — Так по цепочке нашлись 15 человек.
Сначала решили «найтись» в Могилеве: Савиничи ведь попали в зону отселения, куда не поедешь. Но тут на Анастасию Судзиловскую обрушился целый шквал звонков: обращались бывшие ученики из других выпусков. Спрашивали: а нам приехать можно? «Что делать? Не отказывать же людям! И мы попросили помочь директора Тимоновской СШ, куда после аварии на ЧАЭС перевели учеников из Савиничей. Там и назначили место встречи», — поделилась женщина.
Говорит, сама не ожидала, что приедет почти сто человек. Обнимались, плакали. Конечно же, поехали на свою малую родину. «Горько было от встречи и радостно. Наверное, только в определенном возрасте начинаешь понимать, что «родны кут», где твои корни, — не пустой звук. Что место, где появился на свет, бегал по траве, учился писать и читать и постигал основы человеческих взаимоотношений, имеет огромную силу притяжения», — отметила Анастасия Васильевна.
«Ты в тетрадный листок запиши адресок»
— Разъехались по домам, и я подумала, что на этом поставим точку. Но буквально через несколько месяцев телефон опять начал разрываться от звонков: знакомые и не знакомые мне люди уже мечтали о встрече в следующем году! — рассказала Анастасия Судзиловская.
В итоге к лету-2009 было более 150 желающих увидеть своих однокашников. Инициаторы встречи, понимая, что самим с организацией праздника справиться будет трудно, попросили поддержки в Климовичском райисполкоме. Власти не отказали, а базой для «большого слета» стал уже Дом культуры в агрогородке Тимоново. Бывшие выпускники ехали из Канады, России, Украины, Молдовы. Среди них были и старики под восемьдесят, и те, кто годится им в дети. Более того, на встречу пожелали приехать вчерашние ученики других школ, уничтоженных Чернобылем, и даже других районов. Все обменивались адресами, телефонами и фотографировались у памятника захороненных деревень.
— Не поверите, было ощущение, будто сдала какой-то важный в жизни экзамен, — призналась Анастасия Судзиловская. — Мне ведь долгое время снился один и тот же сон, в котором видела старую школу. Казалось, что не закончила десятилетку, оттого было страшно встретиться с директором. Думала: а как же я с восемью классами в институт поступила? Когда просыпалась, чувствовала облегчение, что все это не наяву. Но после встреч одноклассников видения исчезли.
Чтобы помнили
Надо ли говорить, что каждое лето Анастасия Судзиловская вновь объявляла всеобщий сбор. За это время обсудили многие темы, в том числе и школьную любовь. К слову, у некоторых, как, скажем, у Нади и Коли Воротниковых, которые живут в Адыгее, она переросла в крепкое чувство, и пара создала прекрасную семью. Друг друга в школьные годы нашли также Валера Циркунов и Любовь Гомолко — в выпускном альбоме даже их фото рядом!
— В нынешнем году тоже было много народу. Только через телепередачу «Помни имя свое», где я сделала объявление, откликнулись сразу десять человек, — сообщила Анастасия Васильевна. — Правда, стало «тесно» в рамках школьных воспоминаний, и мы пошли дальше, начали собирать информацию о захороненных деревнях.
Каждый — кто шариковой ручкой, кто карандашом, кто фломастером — рисовал схемы улиц и дорог, чертил квадратики домов, магазинов своих сел. Копались в архивах библиотек. Анастасия Судзиловская составила и собственную родословную, выяснив, что прадеда и двоюродного деда в тридцатые годы репрессировали. Раньше говорить об этом было не принято, вот родные и молчали. Кроме того, узнала, что Городешня-2, откуда она родом, в свое время была хутором.
— А сколько трудолюбивых людей вырастила наша земля! Например, местный конюх из колхоза «Коммунар» Иван Кошанский перед самой войной даже на ВДНХ в Москву ездил, и его там одарили новыми сапогами. Обувкой и мануфактурой «премировали» в хозяйствах и других крестьян, — отметила Анастасия Васильевна.
В будущем году главной темой встречи, уточнила, будет восстановление памяти о солдатах Великой Отечественной. Общие данные о тех, кто ушел на войну из деревень Студенецкого сельсовета, к которому относились и Савиничи, или был угнан в Германию, есть. Теперь предстоит установить, кто в каких войсках служил, какое звание носил, при каких обстоятельствах погиб.
— Когда меня спрашивают: «Зачем все это?», отвечаю: чтобы помнить. Ведь время и люди уходят, и скоро нужные сведения найти будет очень трудно, — отметила женщина.
А в том, что они кому-то когда-то обязательно понадобятся, Анастасия Судзиловская не сомневается.
На снимке: Анастасия СУДЗИЛОВСКАЯ: «Только с возрастом понимаешь, что «родны кут», где твои корни, — не пустой звук».
Фото: Светлана МАРКОВА