Масло ответит за калий?
Россия придралась к качеству белорусской молочной продукции
В нашей стране считают, что это непрямой ответ нашей восточной соседки на «калийный вопрос».
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выразила озабоченность качеством и безопасностью белорусской молочной продукции еще в среду. В сообщении, размещенном на сайте ведомства, говорится, что из 39 исследованных образцов сливочного масла все 39 не соответствовали требованиям по масложировому составу, а из 9 проб питьевого молока — 2 по микробиологическим показателям. Нашел Роспотребнадзор недостатки и в сухом молоке — из 15 проб, проверенных в лабораториях, не соответствовали микробиологическим и санитарно-химическим требованиям 9. «Факты проверок молочных продуктов свидетельствуют об ослаблении контроля в Беларуси за качеством и безопасностью пищевых продуктов», — отмечается в сообщении. Следует заметить, что при всей сокрушительной критике, с которой Роспотребнадзор набросился на белорусскую «молочку», полного запрета на поставки продукции не последовало. Видимо, таким образом ведомство все-таки дало понять, что коль уж белорусская экономика зависима от экспорта молочной продукции, то и в калийных делах нам стоит быть более сговорчивыми.
«Претензии главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко к качеству белорусской молочной продукции могут быть обидой российского «патриота» за ситуацию с «Уралкалием», — высказал свое мнение профессор БГУ Михаил Ковалев. — Я не зря закавычил слово «патриот», ведь истинный патриот понимает: то, что делает «Уралкалий», наносит российскому бюджету больший вред, чем белорусскому. И в виде вывозных пошлин, и в виде налогов, потому что при низких ценах на калий поступление в российский бюджет существенно уменьшится». По мнению профессора, российские власти прекрасно понимают все это. В этой связи Михаил Ковалев твердо убежден: рано или поздно в рамках Союзного государства Беларусь все-таки договорится с российским государством (а не с частными структурами), и они создадут совместную калийную компанию, которая будет реализовывать и белорусские, и российские калийные удобрения.
Традиционное давление на белорусский молочный экспорт — проект, может быть, и эффективный, но с точки зрения рациональности на текущий момент сомнительный. Эксперты полагают, что, учитывая ситуацию с дефицитом молочной продукции, который сформировался на российском рынке, такие претензии могут в первую очередь ударить по российскому потребителю. Дело в том, что в России сейчас производители молока оказались не способны заполнить все полки, и без импорта, в том числе и белорусской продукции, розничному рынку не обойтись. Именно Беларусь считается крупнейшим импортером молочной продукции в Россию. По итогам января—мая нынешнего года наша доля молока в импорте составила почти 75 %. Для сравнения: следующие за нами по объемам поставок — финские предприятия, доля которых на рынке импортного молока составляет всего 7,8 %.
За первое полугодие в Россию, по данным Белстата, наша страна экспортировала 1,7 млн. тонн молока и молокопродуктов, рост экспорта составил 122,1 %. Выполнение прогнозных балансов спроса и предложения Союзного государства было обеспечено на 106 %, в разрезе отдельных видов продукции этот показатель колеблется от 83 % до 151 %. В Минсельхозпроде уже отмечали, что превышение предварительно согласованных объемов поставок по ряду позиций обусловлено именно повышенным спросом со стороны российских партнеров.