Счастливого пути к знаниям!
На школьных автобусах есть принудительное ограничение скорости, а водить их будут только женщины
В этом году ученики многих отдаленных школ отправятся в путь к знаниям на новых школьных автобусах. Первая партия из шестидесяти школьных автобусов – по десять на каждую область страны – к первому сентября будет передана учебным заведениям для организации подвоза к ним сельских школьников. Торжественная церемония «представления» широкой общественности новеньких желтых «школьников» состоялась вчера в Минске.
Автобус цвета солнца
Подъем вместе с солнцем и в любую погоду, в зной и мороз, — несколько километров пешком до школьного порога... Якуб Колас и Янка Купала в детстве ходили в школу пешком, и этот нелегкий путь к знаниям воспели в своих произведениях. Но едва ли кому-то из современных родителей захочется, чтобы их дети приобрели такой жизненный опыт, пусть даже и “по стопам” классиков.
На сегодняшний день в нашей стране подвозят к учреждениям образования и обратно более 75 тысяч учащихся. Из этого числа детей лишь около 66 процентов подвозят школьными автобусами, остальных — рейсовыми, арендованными у автотранспортных предприятий, другими видами транспорта. Общее количество школьных автобусов составляет свыше 1,2 тысячи, из которых лишь двести удовлетворяют требованиям стандарта СТБ 2025-2009 “Автобусы для перевозки детей. Общие технические требования”. Более восьмисот автобусов, по оценкам специалистов, в течение следующих пяти лет должны быть выведены из эксплуатации по причине износа. По предварительным оценкам, общая ежегодная потребность в школьных автобусах для подвоза учащихся в регионах Беларуси составляет около двухсот единиц.
Новые школьные автобусы полностью соответствуют международным требованиям к перевозке детей, отмечают в пресс-службе Минского автозавода. Яркий цвет, прекрасно видимый на дороге издалека в любую погоду, крупная надпись “Дети”, проблесковые маячки, которыми оборудована каждая машина. “Школьник” — такое ласковое имя школьные автобусы уже получили в деревнях и городках, где их очень ждут. В каждом автобусе 22 пассажирских сиденья. Автобусы будут перевозить в том числе первоклашек и дошколят, поэтому все они оборудованы выдвижной ступенькой, чтобы малышам было комфортно в них заходить. Предусмотрены удобные для детворы поручни. Ремни безопасности в наличии у каждого сиденья. Для комфорта и безопасности все сиденья “смотрят” по ходу движения. Есть специальные полки с обратным уклоном для ранцев и сумок. Автобус оборудован громкой связью. И, что очень важно, — все автобусы снабжены принудительным ограничением скорости: не более 60 км/ч.
“Школьники” будут бегать не только по белорусским дорогам. Школьный автобус МАЗ продвигает и на рынок России, и на рынок Украины, в перспективе — поставки школьных автобусов минского производства в Казахстан. В дальнейшем модель школьного автобуса белорусского производства выйдет на европейский рынок. “Школьник” будет совершенствоваться — в планах МАЗа выпуск моделей школьных автобусов с двигателем “Мерседес” и автоматической коробкой передач.
“Не отвлекать водителя во время движения”
Эту истину по силам понять старшеклассникам, но непоседливые первоклашки едва ли смогут серьезно принять ее к сведению. Поэтому в каждом автобусе, доставляющем школьников из небольших деревень в населенные пункты, где находятся школы, должен быть сопровождающий взрослый. А водителями школьных автобусов, как предусмотрено программой, будут исключительно женщины. С одной стороны, проблема женской занятости на селе стоит достаточно остро, с другой, жизнь доказала, что женщины-водители осторожнее мужчин, за рулем ведут себя внимательней и ответственней, и потому им можно доверить детские жизни.
На церемонии торжественной передачи школьных автобусов, после получения символического ключа зажигания, Сергей Румас вручил оригинальные ключи от десяти транспортных средств женщинам- водителям Могилевской области.
— Я работаю завучем в ГУО “Обидовичский учебно-педагогический комплекс “детский сад — школа” и ежедневно проделываю путь из Быхова, где живу, в деревню Обидовичи и обратно. Это около сорока километров в одну сторону. У нас в школе довольно много женщин-водителей категории В. Поэтому очень благодарна, что водить школьный автобус предложили именно мне. Осознаю ответственность и благодарна за доверие, — говорит Наталья Сычева, будущий водитель школьного автобуса.
Пока что Наталья Владимировна еще учится, отдел образования Быховского райисполкома оплачивает курсы в автошколе, где будущие “водительницы” “школьников” осваивают необходимые навыки для получения водительской категории D. Но уже скоро будет возить она и первоклассников, и даже дошколят — в детский сад.
— Родители не беспокоятся, доверяют водителю, тем более что с детьми всегда ездит сопровождающий педагог, который усаживает, пристегивает детей и следит за порядком. Честно говоря, то, что школьные автобусы будут водить именно женщины — правильное решение. Мы ведь сами мамы, мы как наседки, и усадим, и не забудем каждого пристегнуть и еще раз проверить ремни безопасности. Все мамы это понимают, поэтому и доверяют нам своих детей. В нашей группе обучаются шесть женщин, будущих водителей школьных автобусов, со всей области — из Круглян, Кривичей, Белыничей... Есть среди нас, например, многодетная мама, у нее 14 детей, пять своих и девять приемных, так что она, конечно, очень ответственный человек. Пользуясь случаем, хотелось бы выразить огромную благодарность Президенту Беларуси за то, что он дал нам, женщинам, возможность проявить себя и повысил в глазах общественности статус женщины-водителя. Также я очень благодарна сотрудникам отдела образования, спорта и туризма Быховского райисполкома за доверие, которое, уверена, оправдаю. И, конечно, огромное спасибо коллективу МАЗа и правлению Банка развития за новые школьные автобусы. Это огромная поддержка всей системе образования страны и непосредственно нашего района, и учителям, и родителям, и деткам.