В поисках раков
На территории Национального парка “Браславские озера” обнаружены новые популяции редких видов животных и растений
Нынешним летом специалисты лаборатории по гидробиологии ГНПО “НПЦ по биоресурсам” НАН Беларуси и научные сотрудники Национального парка “Браславские озера” исследовали состояние популяций речных раков на водоемах этой особо охраняемой природной территории. В ходе экспедиции удалось обнаружить новые места обитания широкопалого рака (Astacus astacus), который занесен
в Красную книгу Беларуси.
Аборигенный, но уязвимый
— Лучше всего в Беларуси этот вид сохранился в водоемах бассейна Западной Двины, особенно в районе ее правых притоков, — пояснил ведущий научный сотрудник НПЦ по биоресурсам Анатолий Алехнович. — Встречается он и в бассейне Днепра — в малых речушках в Могилевской области. А вот на юге страны широкопалого рака нет.
Если раньше обитание этого вида на территории Национального парка “Браславские озера” было подтверждено только на озерах Волос Северный и Волос Южный, по последним данным, широкопалый речной рак водится также в озерах Альбеновское, Янка, Милашковское и в реке Усвица.
Широкопалый рак — аборигенный вид, в настоящее время он встречается лишь в отдельных водоемах. Основная отличительная видовая особенность — наличие полулунной выемки на неподвижной части клешни, а также большой объем самих клешней. Причиной резкого сокращения популяции широкопалого речного рака стало вселение в середине XX века длиннопалого рака, которого завезли из Северной Америки для акклиматизации. К сожалению, тогда не учли, что широкопалый и длиннопалый раки не могут соседствовать в одном водоеме, и длиннопалый рак постепенно вытеснил широкопалого. Длиннопалый рак быстрее растет, у него выше плодовитость, он может жить, не строя нор. Широкопалый же всегда нуждается в укрытии.
Спасти и сохранить
Анатолий Алехнович указал на еще одну опасность: широкопалого и длиннопалого раков вытесняют другие инвазивные виды, например, полосатый рак, который “приползает” к нам из Польши по притокам Немана и Западного Буга. Сегодня этот вид добрался практически до середины течения Немана. По размеру он меньше традиционно обитающих в Беларуси раков и не считается ценным промысловым видом.
Численность длиннопалого и широкопалого раков регулируется рачьей чумой. Полосатый рак тоже болеет ею (в хронической форме), но не умирает от этой заразы, зато распространяет ее. Поэтому там, где появляется полосатый чужак, рано или поздно аборигенные виды раков исчезают. В среднем размер полосатого рака 5—7 сантиметров, а широкопалый и длиннопалый вырастают до 12—15 сантиметров.
— Широкопалые раки исчезают, нужна специальная программа по сохранению этого вида, — считает Анатолий Алехнович. — Необходимо создавать новые популяции, подыскивать места, где этот вид был распространен раньше, и заселять их. Широкопалый рак очень ценен для аквакультуры, во многих скандинавских странах его пытаются выращивать в прудах как элитный деликатес. В Беларуси же в соответствии с природоохранным законодательством лов широкопалого рака вообще запрещен.
Кстати, в ноябре прошлого года специалисты Национальной академии наук в рамках акции “Сохраним широкопалого рака в Беларуси” выпустили в озера Белое и Мличино Глубокского района около трехсот особей этого редкого вида. Увенчается ли успехом попытка создать две новые популяции находящихся на грани полного исчезновения членистоногих, станет известно через два года. По словам ученых, “переселенцы” приживаются на новом месте лишь в 50 процентах случаев.
Где притаились “дикарки”?
Отыскивать живые раритеты ученым помогают энтузиасты, влюбленные в родную природу Нынешнее лето порадовало ценными находками и белорусских ботаников. Как рассказали в научном отделе Национального парка “Браславские озера”, в конце июля на этой особо охраняемой природной территории была обнаружена новая популяция краснокнижного растения — неоттианты клобучковой (Neottianthe cucullata). Правда, нашли ее не ученые, а отдыхающие — Юрий Скочеляс с супругой. — В свободное время мы много путешествуем, фотографируем природу, архитектурные памятники, посещаем исторические места, — пояснил Юрий. — Ведем постоянный поиск уникальных объектов, особое внимание уделяем дикорастущим растениям. В частности, меня заинтересовало научное предположение, что чем дольше лежит снег, тем больше вероятность обильного цветения неоттианты клобучковой. В этом году зима надолго задержалась. 18—21 июля мы отдыхали на наших любимых Браславских озерах как раз во время цветения неоттианты. Приблизительно знали, что орхидеи надо искать в районе полуострова у озера Дривяты. Помогли также интуиция и знания о типичных местах произрастания этого вида. Новичкам, как известно, везет. На поиски ушло не более тридцати минут. В разреженном сосновом бору на прибрежном склоне Юрий с супругой обнаружили около четырехсот цветущих побегов. Растения распространены полосой, длина которой составляет примерно 150 метров, а ширина 10—40 метров. Растут они группами по 30—60 и более штук. Сотрудники Института экспериментальной ботаники имени В. Ф. Купревича НАН Беларуси сообщили, что последний раз неоттианту клобучковую отмечали в этом районе сорок лет назад. Кроме того, Юрий Скочеляс обнаружил еще один краснокнижный вид — многоножку обыкновенную (Polypodium vulgare). Этот травянистый папоротник ранее не регистрировался на территории Национального парка “Браславские озера”. Так что, с новым видом! |