Армейский характер

Источник материала:  

Компактность, технологичность и боеспособность — главные черты белорусской армии завтрашнего дня

Александр ШПАКОВСКИЙ, директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция”, политический аналитик

Реформа отечественных Вооруженных сил была и остается одним из наиболее актуальных вопросов суверенного строительства на современном этапе. В начале недели под председательством Президента — Верховного Главнокомандующего прошло совещание на эту тему. На повестке дня — оптимизация структуры и численности белорусской армии. То, что реформы в войсках необходимы, не вызывает сомнения ни у военных специалистов, ни у гражданских экспертов, однако сама специфика ответственности объекта реформ — обороноспособность страны — заставляет серьезно задуматься над формами и методами изменений государственной политики в отношении армии.

С распадом Советского Союза и обретением Республикой Беларусь государственного суверенитета нашей стране в числе прочих активов досталась часть военного наследства исчезнувшей сверхдержавы. Очевидно, что военно-политические задачи бывшего СССР и современного белорусского государства по объективным причинам несопоставимы, и в этих условиях экс-советская, волею исторической судьбы ставшая белорусской, армия могла превратиться в непосильную ношу для молодой державы.

На волне атмосферы открытости и гласности, публичного порицания собственного прошлого, яростных демократических реформ, завладевших умами государственных элит постсоветского пространства, был велик соблазн и вовсе отказаться от суверенных Вооруженных сил в пользу участия в военно-политических блоках, возложив задачу обеспечения безопасности на более могущественные страны. Отдельные государства-соседи пошли именно по такому пути формирования политики в области обеспечения национальной безопасности и обороны: отказались от призыва на срочную военную службу, сознательно ликвидировали элитные, а значит, дорогостоящие рода войск (бронетанковые, ракетные войска, военно-морские, военно-воздушные силы), при этом включились в военные блоки, предоставив собственную территорию для дислокации иностранных военных баз.

В ситуации, когда собственная армия доведена до уровня “потешных полков”, данные государства передают часть ответственности в области обороны в пользу военных альянсов, а взамен платят участием своих воинов в боевых операциях, мало отвечающих национальным интересам. Так и оказываются литовские, польские, украинские солдаты в рядах “миротворцев” в далеком Ираке или Афганистане, а их матерям по прошествии более чем двух десятков лет после “ненавистной советской оккупации” по прежнему приходят дурные вести.

Еще французский император Наполеон Бонапарт отмечал, что “народ, который не желает кормить свою армию, будет кормить чужую”, а плата по военным векселям, как показывает зарубежная практика, может быть весьма болезненной. Одновременно новейшая история наглядно иллюстрирует непрочность любых международных обязательств при отсутствии собственных возможностей и воли к обороне. Вспомним “мюнхенский сговор” 1938 года, когда Великобритания и Франция “без шума и пыли” сдали Гитлеру Чехословакию, несмотря на взятые ранее обязательства по обеспечению безопасности этой страны.

Безусловно, белорусское руководство понимает, что “надежда на доброго пана” в деле обеспечения обороноспособности страны — далеко “не наш метод”. Но и отечественная армия должна отвечать государственным запросом и реалиям нынешнего времени, а не пребывать в состоянии бездонной бочки для закачки бюджетных ресурсов. Отсюда и суть поручений Президента: войска сокращать, но делать это безболезненно и только в тех родах войск, где подобные сокращения уместны; приоритет в финансировании — авиации и ПВО как наиболее технологичным и отвечающим реалиям современной войны родам войск. И решение развивать военно-стратегическое сотрудничество с Россией, но не в ущерб развитию собственной армии.

Надо признать, что в белорусских Вооруженных силах сейчас немало проблем: определенный кризис боевой авиации, некомплект кадров, несоответствие денежного довольствия офицеров заработным платам в отдельных сегментах гражданского сектора. Однако данные проблемы видятся преодолимыми при грамотном подходе к реформированию армии: “не резать по живому” — еще один базовый посыл из поручения Президента.

Сейчас в белорусских Вооруженных силах, по разным оценкам, несут службу около 70 тысяч человек с учетом гражданских специалистов. Эта численность может и должна быть оптимизирована, однако сокращения в войсках видятся целесообразными лишь на фоне их перевооружения и модернизации, выделения в качестве основополагающих отдельных наиболее технологичных родов войск. В противном случае реформа “ради галочки” приведет лишь к деградации отечественной армии, что невольно отразится и на состоянии всего общества.

Ведь нельзя забывать, что армия не только является инструментом государственной защиты и сдерживающим фактором от иностранной агрессии, но и несет в себе значительную воспитательно-патриотическую функцию, будучи “школой жизни” и “кузницей кадров” для граждан. В связи с этим вместо странных прожектов об “альтернативной службе”, “роспуске” Вооруженных сил видится правильным вернуться к повестке развития войск территориальной обороны, восстановлению военных кафедр в вузах страны, созданию сети добровольных общественных организаций, содействующих армии. Небольшая по численности, компактная, но вооруженная, технологичная и боеспособная армия, в обязательном порядке опирающаяся на широкий фронт народной поддержки, — именно подобное сочетание видится оптимальным для выполнения будущих задач суверенного развития и обеспечения безопасности нашей Родины.

←Заслуженное признание

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика