Инвестировать в образование сына или дочки. И точка?
Вступительная кампания — на финишной прямой. До 6 августа в белорусских вузах пройдет зачисление студентов. Из почти сотни тысяч абитуриентов менее тридцати тысяч окажется на «бюджете». Остальные за обучение должны будут вносить рубли. «Прейскуранты» на заветную «корочку» о высшем образовании уже на прошлой неделе начали выкладывать на своих сайтах один за другим университеты, институты, академии. К примеру, в БГУ на специальностях «белорусская филология», «русская филология» на филологическом факультете и «социальная работа» на гуманитарном факультете год обучения первокурснику обойдется в 12 млн. 840 тыс. рублей. Дороже всего здесь стоит обучение по специальности «международное право» на факультете международных отношений, а также «правоведение» и «экономическое право» на юридическом факультете — 17 млн. 940 тыс. рублей.
Вообще, Министерство образования еще несколько недель назад объявило, что оплата за обучение в белорусских вузах повысится с 1 сентября в пределах 20 процентов. Стоимость будет варьироваться в зависимости от формы обучения, а также от курса. В числе первых оплату для первокурсников обнародовал Белорусский национальный технический университет — на дневном отделении она колеблется от 13 млн. 335 тыс. до 14 млн. 720 тыс., на заочном — от 5 млн. рублей.
Неудивительно, что тема платного образования начала обсуждаться повсюду: и в общественном транспорте, и на кухнях... В байнете мнений по этому поводу много. Пользователи, благо позволяет определенная анонимность, иной раз не стесняются в выражениях. Мол, «раз твой ребенок — «дуборез», балла не хватило, а денег на платное не достает, пусть идет в ссуз. Рабочие руки как никогда нужны стране!» Другие заявляют, что готовы платить, но сетуют на рост оплаты.
Надо ли так горячиться? Да, допустим, ребенку не хватило баллов для поступления на бюджет. И можно, конечно, пойти в ссуз или ПТУ, но ведь это не высшее образование, чей культ, на мой взгляд, присутствует в белорусском обществе. Как это? Ведь университетский диплом открывает больше дорог, скажем, при трудоустройстве и просто уже как-то подсознательно повышает социальный статус. Родители осознанно заключают договоры с вузами на обучение своих чад — их в приемные комиссии палками не загоняют. Думают ли они в этот момент, что за обучение ребенка придется платить каждый семестр, или так, как сказано в договоре? Понимают ли, что если семейный бюджет подожмет, придется занимать деньги, брать кредиты?
Наши вузы, к слову, за исключением некоторых, вовремя сообщили о повышении платы на обучение. И теперь, когда родитель заключает с вузом двусторонний договор, он принимает правила игры, знает, на что идет. Есть, грубо говоря, «заказчик» и «исполнитель», которые находятся в правовом поле. Не согласен с ценой — забирай документы из вуза.
Периодическое повышение оплаты за обучение нам следует соотносить с рыночными подходами (механизмами). Повышается ставка 1-го разряда, то есть зарплата преподавателям, дорожают энергоносители, увеличивается арендная плата… Почему и образованию не дорожать?
Моя позиция в этом вопросе такова: раз уж принято решение любой ценой заполучить заветный диплом вуза, а баллов не хватает, то идите на платное. Но потом не лейте слезы и не жалуйтесь, как трудно учить ребенка. Почему тогда в ссуз или ПТУ не пошли, где не придется платить такие, по мнению некоторых, баснословные суммы (там на условиях оплаты на дневной форме обучается около 30 проц. учащихся)? Ведь и там тоже чадо может получить престижную и хлебную профессию. Да и вузы со средним специальным потом берут охотнее, и не на первый курс. Многие из профессионалов, ныне занимающих достойные посты в любой отрасли народного хозяйства, прошли такую школу жизни и сейчас ничуть не жалеют, что начали свой жизненный путь со скамейки ПТУ. Еще и гордятся этим.
Никто не спорит: наилучшие родительские инвестиции — это деньги, вложенные в развитие любимых детей. Но если способностей отпрысков не хватает, чтобы попасть на заветное бюджетное место, не нужно ли научиться их трезво оценивать, как и собственные финансовые риски? Сейчас самое время подумать и об этом…
Татьяна УСКОВА, «БН»