Отец наркомана: «Дайте своему ребенку возможность самостоятельно стать на ноги»
– Истерика и паника обуяли меня, когда узнал, что сын сидит на наркотиках. Первое, что пришло в голову: «Почему именно я? Почему именно наш сын, ведь он такой хороший?» Жена винила во всем только меня. Мол, со своими постоянными командировками я не уделял должного внимания взрослеющему парню.
И такая ситуация, по мнению минчанина Виталия Авдеенко*, в семьях наркоманов не редкость. Мать, которая в детстве напрочь перекрывает общение отца и сына, во всех возникающих проблемах обвиняет нерадивого родителя. Вот и Ирина набросилась на него с упреками, как только узнала, что их сын наркозависим.
«Перестань колоться! Делов-то»
Сын Виталия Ивановича употреблял наркотики три с половиной года. На губительную дорожку Максим ступил не в подростковом возрасте, как это случается в большинстве случаев. Молодой человек стал «шприцевым» наркоманом в 21 год. А все началось с балования «травкой», но родители не воспринимали курение всерьез. Ссылаясь на переходный период, они убеждали себя в том, что это всего лишь забава, которая не перерастет в нечто большее.
– Мой сын никогда не отличался особой усидчивостью. Про таких говорят: «Умный, но очень и очень ленивый». У нас и в мыслях не было, что Максим не поступит в университет, ведь он вырос в прекрасной обеспеченной семье. Жена по образованию математик, а я закончил радиотехнический институт. Наша дочь училась в престижном лицее, а затем поступила в вуз.
…В один «прекрасный» день Максим подошел ко мне и сказал: «Папа, я наркоман. Мне нужно лечиться. Помоги мне». На что я, не думая, выпалил: «Что значит лечиться? Перестань колоться! Делов-то». Тогда я еще не понимал, что такое зависимость. Не представлял, через какие физические и психологические испытания пройдет мой сын и вся наша семья.
«Любить детей нужно с умом»
– С женой разругались в пух и прах. Ссоры, обиды, упреки… Мне не хотелось жить. Представьте: узнать, что любимый сын, самый лучший на всем белом свете, уже три с половиной года как наркоман. Плюс ко всему понимать, что в этом отчасти и твоя вина. Насколько же я был занят делами, что столько лет не замечал зависимости сына!
Правда, он не был одним из типичных наркоманов, которые уносят из дома вещи, промышляют мелким мошенничеством и воровством во дворах. В то время Максим работал поваром и получал большие, если не сказать, огромные деньги. Но все они уходили в никуда… На очередную дозу.
Мы с женой поняли одно: без нас, без нашей любви и поддержки Максим не справится. Долго думали, размышляли, почему же все так случилось. И пришли к выводу, что наша любовь к Максиму была безумной. Мы хотели видеть его таким, каким сами придумали. Но ничего толкового для этого не делали. В результате главный проект нашей жизни провалился. Теперь же я понимаю, что любить детей нужно с умом.
«О, какие тупые и безнравственные американцы!»
– За несколько лет до того, как сын начал принимать это адское зелье, нам был послан сигнал. Одной осенью жили у нас американские школьники – три мальчика и одна девочка, приехавшие в Беларусь по обмену. Они очень подружились с нашими детьми, ходили по театрам, выставкам. Жена вечно укутывала ребят потеплее, чтобы, не дай бог, не простудились. И как-то один мальчишка сказал Ирине: «Зачем вы это делаете? Мы уже взрослые и можем сами решать, что надевать».
Жена, которой в нашей семье никто не мог слова поперек сказать, лишь удивленно посмотрела на американского парня, а затем перевела строгий взгляд на наших детей. Тогда же я подумал: «О, какие тупые и безнравственные американцы, не ровня нам! Мы ведь заботимся о детях». Так вот только сейчас понял, какими тупыми и безнравственными были я и моя жена, когда не давали сыну самому отвечать за свои поступки, самому совершать ошибки и расплачиваться за них.
«Бывших наркоманов не бывает»
– Максим стал колоться не от скуки. Скорее от одиночества и неуверенности в себе. Он один из тех, кто подсел на иглу после отрицательного ответа на вопрос: «А могу ли я получить удовольствие от жизни самостоятельно?». Сын называл этот смертоносный дурман «старшим братом». Без него Максим не мыслил жизни. Но все-таки успел вовремя остановиться, побороть себя. Представить не могу, что могло случиться, если бы он не раскрыл мне глаза. Не знаю, сколько бы я еще не замечал этого ужаса.
Около четырех лет сын уже не колется. Но сколько случаев, когда даже те, кто несколько лет живут «в чистоте» просто-напросто срываются и погибают. Например, полгода назад похоронили парня, с которым наш Максим познакомился в реабилитационном центре. А буквально месяц назад погиб еще один его друг по несчастью. Это лишний раз доказывает – бывших наркоманов не бывает. Любой, кто когда-то подсел на иглу, может снова вернуться на этот путь. Неизвестно только, когда это произойдет. Через месяц, через год, через пять или через пятьдесят лет…
«Внучка попала под раздачу»
– Сейчас у меня растет внучка Леночка. Это ребенок моей дочери. Она, как говорится, попала под раздачу. Мы воспитываем девочку, учитывая сделанные когда-то промахи.
Иногда, сидя на детской площадке, просто ужасаюсь, когда вижу, кто может вырасти из резвящихся там детей. Думаю, вот этот мальчик – потенциальный алкоголик, а другой с огромной вероятностью станет наркоманом. И дело совсем не в генах, а в отношении родителей. Строго наказываю всем своим знакомым, у которых появляется ребенок: «Никогда не завязывайте детям шнурки». В прямом и переносном смысле. Дайте своему ребенку возможность самостоятельно стать на ноги, никогда не принимайте решения за него. Как бы это тяжело ни было!
Справка «ЗН»
В Беларуси за последние 25 лет число регистрируемых в течение года больных наркоманией возросло в 32 раза. 90 процентов наркоманов – люди в возрасте от 19 до 40 лет. И всего 16 процентов зависимых – женщины.
Портрет современного белорусского потребителя наркотиков, по исследованиям медиков, таков: мужчина старше 30 лет со средним образованием, без семьи, был судим.
Выражаем благодарность Республиканскому общественному объединению «Матери против наркотиков» за помощь в подготовке материала.
*Все имена изменены по этическим причинам
Виктория МИТЬКО, «ЗН»