Мир, в котором я живу, называется мечтой

Источник материала:  

Уход в виртуальную реальность — попытка бегства от скучного “я”?

Люди, страдающие компьютерной зависимостью, не бьют своих детей, не скандалят с женами или мужьями. Они не имеют привычки каждый вечер после работы спешить в ближайший магазин за бутылкой водочки, которая поможет скоротать вечер в кругу семьи. И не ходят “налево” в попытках вдохнуть жизнь в устоявшиеся отношения. Однако толку от подобной самодисциплины — чуть, когда человек, живущий в социуме, выпадает из него на дни, недели, месяцы и даже годы. Когда мир по ту сторону экрана монитора заменяет ему все: работу, жену, ребенка, секс. По данным различных социсследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 процентов пользователей во всем мире. Подобный диагноз уже принимается в расчет во многих западных и восточных государствах. Например, в Финляндии молодым людям, страдающим подобным недугом, предоставляют отсрочку от армии. Китай в 2008 году заявил, что собирается стать пионером в мире по официальному признанию этой пагубной страсти болезнью, и первым начал открывать клиники. В США не так давно тоже открылся центр помощи людям, страдающим интернет-зависимостью.

“...Мужу ничто не интересно. Он сутками сидит в интернете: на работе, потом дома. Если он вдруг раз в три недели соглашается погулять с сынишкой — для нас это уже громадное достижение!”
“...Честно говоря, я уже забыла, что значит ходить на свидания, просто знакомиться и общаться с людьми. Все свое свободное от работы время провожу на сайтах знакомств. Там у меня свой идеальный мир, который так выгодно отличается от скучных серых будней реальности! Нет, я не встречаюсь с теми мужчинами, с которыми знакомлюсь в чатах. Мне так удобнее. Я боюсь разочарований...”

“...Когда в новой квартире провели интернет, я выбросил телевизор. Считал это достижением: не буду теперь валяться на диване перед говорящим ящиком, больше движения, больше дел! В итоге постоянно сижу за компьютером, просматриваю ленту новостей, онлайн-трансляции, документальные и художественные фильмы, слушаю музыку, играю на бирже. Иногда мне кажется, что я как та белка в колесе — кручусь-верчусь и не получается спрыгнуть...”

Чаще всего именно с такими жалобами обращаются к психологам подсевшие на киберкультуру белорусы в возрасте от 16 до 60 лет. Но компьютерная зависимость у нас считается не заболеванием, а всего лишь пагубной привычкой. Так есть ли возможность справиться с ней самостоятельно, без обращения к врачам? По каким признакам можно определить, что ты “попался в сети”? И из чего должна сегодня строиться профилактическая работа с подростками, чтобы завтра они не пополнили ряды виртуальных зомби? На эти и другие вопросы журналисту “НГ” ответила врач-психотерапевт городского психоневрологического диспансера Ольга ПРОКОПЬЕВА:

— Сегодня большинство ученых приходят к выводу, что компьютерозависимыми не обязательно становятся только хорошо образованные мужчины светлой расы, использующие компьютер лишь в поисках информации. Современные данные указывают на то, что зависимыми от компьютера могут быть люди любой расы, пола в возрасте от 18 до 55 лет, в среднем с 15-летним стажем образования. Зависимыми от компьютера оказываются больше по социальным причинам, чем по интеллектуальным. Компьютерные технологии становятся все более доступными и разнообразными, поэтому вскоре такие характеристики, как возраст и образование, также утратят значение. Значительные социальные и профессиональные проблемы возникают, если использовать интернет в течение 20—25 часов в неделю. Независимые пользователи проводят 2—5 часов в неделю в интернете. Интернет-зависимые тратят в среднем от 8 до 40 часов в неделю.

— Ольга Геннадьевна, известно, что в Японии и Англии у нескольких детей, которые с раннего детства излишне увлекались компьютерными играми, врачи выявили новый вид заболевания — синдром видеоигровой эпилепсии...

— Да, это подтвержденный факт. Подобное расстройство проявляется в виде неврозоподобной головной боли, приступов судорог мышц со спазмами мышц лица. Возникают также нарушения зрения. Синдром хоть и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формированию таких типичных для эпилепсии отрицательных черт личности, как подозрительность, агрессивное отношение к близким, импульсивность и раздражительность. В целом интернет-зависимость может заострить существующие психологические или психиатрические расстройства. У многих пациентов выявлено сочетание компьютерной зависимости с социальными фобиями, навязчивостями, нарушением концентрации внимания, с депрессивными состояниями. Больные с депрессивными расстройствами, которые намного больше других испытывают страх предательства и нуждаются в социальной поддержке, используют интернет, чтобы преодолеть трудности межличностных взаимоотношений в реальности. Самое главное отличие интернет-зависимого человека от нормального — если в обычных ситуациях люди используют компьютеры для удобства, комфорта, то для “сверхувлеченных” тот же компьютер, который вовлекается в аддиктивное звено, становится все более значимым, все более удовлетворяющим эмоциональные потребности зависимых. Эмоциональные отношения с людьми нарушаются. Это отражается в уменьшении дружелюбности, в отходе от реальности, в росте изоляции от других людей, которые не входят в круг подобных любителей компьютерной техники. Сужается круг интересов. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. Зачем читать книги и учиться грамотно излагать свои мысли на бумаге или при помощи печатного документа, если грамматику можно проверить в ворде, а остальное — посмотреть в Википедии?

— Ряд ученых считает, что компьютерная зависимость отличается от курения, наркомании и увлеченности азартными играми тем, что в какой-то момент времени может наступить пресыщение: дальше либо человек занимается этим профессионально, либо компьютер перестает иметь значение в его жизни.

— Этот вопрос остается открытым, потому что неизвестно, когда у пользователя наступит момент насыщения. Не будет ли очень поздно продолжать учиться или догонять уже упущенное? Не потеряет ли он социальный статус (отчисление из школы или высшего учебного заведения, увольнение с работы, потеря звания или положения), находясь в эйфории компьютерных игр? Нет никаких гарантий, что за период “чрезмерной заинтересованности” компьютером психика ребенка не будет повреждена.

— Многие семьи предпочитают справляться с интернет-зависимостью детей самостоятельно, не обращаясь к специалисту...

— Это зависит от того, как далеко зашел процесс. Конечно, семья играет одну из первостепенных ролей в становлении личностных предпочтений ребенка. Но многое дают также школа, техникум, вуз. Я считаю, что учебные программы должны повысить уровень знаний молодежи об использовании персональных компьютеров. В связи с тем, что проблема зависимого поведения становится все актуальнее, целесообразно регулировать учебную нагрузку и активнее внедрять личностно ориентированный подход к образованию. Например, для подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Полезно ориентировать детей на посещение спортивных секций, художественных кружков, факультативов, на получение дополнительного образования. Кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, которые не только требуют времени, но и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство молодого человека поможет найти свое предназначение в жизни. Но мы сейчас скорее ведем речь о профилактике интернет-зависимости. Когда дело уже сделано и человек не в состоянии контролировать себя, когда близкие уже никак не могут повлиять на его состояние, тогда приходит пора обратиться к врачам. В настоящее время многие исследователи считают весьма перспективным применение когнитивно-бихевиоральной терапии с целью формирования у пациентов новых способов поведенческих реакций. Но в некоторых случаях необходима госпитализация в стационар для устранения абстинентного синдрома (составной части синдрома физической зависимости).

Краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от интернета.

1. Чувствуете ли вы себя озабоченным интернетом (думаете ли вы о предыдущих онлайн-сеансах и предвкушаете ли последующие)?
2. Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в сети?
3. Были ли у вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование интернета?
4. Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование интернетом?
5. Находитесь ли вы онлайн больше, чем предполагали?
6. Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы на работе, учебе или в личной жизни из-за интернета?
7. Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в сети?
8. Используете ли вы интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?
Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.

На заметку: Как отучить мужа от компьютерных игр?

  • Для начала попробуйте разобраться в причинах, которые заставляют молодого мужчину тратить так много времени на компьютерные игры. Как у вас дела в семье в целом? Как с сексом? Как с совместным отдыхом? С взаимопониманием? Скорее всего игра для него — это сублимация какой-то важной потребности, которую сложно или невозможно удовлетворить.
←Разлука длиною в жизнь

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика