Разлука длиною в жизнь

Источник материала:  

Накануне Дня Независимости Республики Беларусь в редакцию “Народной газеты” сначала позвонил, а затем прислал письмо добровольный помощник программы “Жди меня” в Латвии (Земгальский регион) Мартиньш Зиебергс Александрович. Он просит помочь бывшим узницам Саласпилского концлагеря Мирдзе Юкна и Лидии Гутмане найти родственников в Беларуси.

Рассказ этих женщин, которых война и фашисты разлучили с родиной и родными людьми, берет за душу. Всю сознательную жизнь они прожили в Латвии. Верится, что рядом всегда были хорошие и понимающие люди. Но своих родных до сих пор они не знают. И пробуют найти. Может быть, кто-то одной крови с ними живет на голубоглазой Витебщине, где, как оказалось, обе родились. Мирдза и Лидия верят и надеются на чудо.

“16 июня 2008 года я смотрела передачу “Жди меня”. В руках ведущих увидела книгу, в которой упомянуты села Витебской области. Из них немцы вывезли целые семьи, одних в Освенцим, других в противоположную сторону — Саласпилс, — начала свой горький рассказ Мирдза Юкна. — В 1947 году, в декабре, в пятилетнем возрасте я, Мира Остапкович, стала Мирдзой Яшиной. О том, что меня адаптировали (удочерили. — Ред.), знала давно. Мои приемные родители сказали об этом, когда мне было лет двенадцать. Но они не знали, откуда я и кто мои настоящие родители.

Шесть лет назад я познакомилась с женщиной с такой же судьбой, как и моя. Нас связало и то, что обе родились в один и тот же год, месяц и день — 20 октября 1942 года. Нас обеих адаптировали в 1947 году из одного детского дома, который находился в городе Лиепая (Латвия). Мы даже думали, что мы сестры. Но так как были совсем непохожи, решили попробовать узнать о своих судьбах подробнее. В городском архиве нашли сведения о себе. Выяснилось, что я действительно родилась 20 октября 1942 года в Витебской области, в селе Сарья или Роншня (Ракшня). Мать Домна Астапкович, 1902 года рождения. Отец Аткин Алексей. Других сведений не было.

Мою подругу из детского дома звали Лидия Савруцкая. Родилась также 20 октября 1942 года в Витебской области, предположительно в селах Росица, Дрисца или Соречка. Мать Савруцкая  Ефросиния (Ефросибия), 1908 года рождения. Отец неизвестен”.

Подруги узнали, что во время войны их обеих совсем крохами вместе с родителями фашисты отправили в концлагерь Саласпилс в Латвии. Хорошие люди спасли девочек и вывезли оттуда.

“Нас приютили в доме младенца в городе Лиепая в 1943 году. А 23 сентября 1944 года немцы всех детей, что были здесь, отправили в Германию. Там дом младенца располагался в нескольких местах. Мы очень мало помним об этом времени. Но одно засело в памяти — ужасная боязнь людей в белых халатах, это были врачи. Недаром у меня на спине большой шрам — все, что осталось на память об этом времени”, — продолжает женщина.

В конце войны эти места освободили совет-ские войска.  21 августа 1946 года детский приют вернули обратно в Лиепаю.

Где их родители, бывшие узницы так и не узнали. Они писали в Латвийский и Белорусский Красный Крест, однако нигде ничего не сохранилось.

Женщины надеются, что, может быть, в той книге, которую видели на экране, есть их имена.

Прошли десятилетия. Но уроженкам Беларуси очень хочется найти родственников, если они есть.

Мирдза и Лидия, а также Мартиньш Зиебергс (орфография, географические названия и фамилии сохранены, как в оригинале письма) надеются на помощь читателей “Народной газеты”.

←Триатлон в поддержку жизни

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика