Точно по адресу
Старикам, имеющих трудоспособных детей, обязанных их содержать, соцобслуживание будет оказываться за полную стоимость
В Беларуси планируют изменить подходы к назначению пособий по уходу за престарелыми и инвалидами. Не секрет, что после того как размер этой выплаты существенно увеличился, появилось много желающих присматривать за стариками. Причем получателями пособия зачастую становились случайные люди, которые не отличались добросовестностью по отношению к своим подопечным и не выполняли свои обязанности по уходу за ними. Чтобы исключить вероятность таких случаев, в настоящий момент прорабатывается вопрос об ужесточении подходов к назначению пособия по уходу за престарелыми и инвалидами первой группы. В частности, планируется сузить круг получателей данной выплаты. Об этом сообщил во время личного приема граждан, который прошел в рамках акции “День с Министерством труда и социальной защиты” в Мозырском и Калинковичском районах, заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак.
Тариф на соцуслуги
Определенные изменения касаются и оплаты социальных услуг, которые предоставляют территориальные центры социального обслуживания населения. Например, право на бесплатную помощь теперь имеют только одинокие малообеспеченные пожилые люди, пенсии которых не превышают бюджета прожиточного минимума. Одинокие пожилые люди, чей доход составляет от одного до двух БПМ, будут платить 60 процентов от стоимости услуг. Что касается граждан, которые имеют трудоспособных детей, обязанных содержать их по закону, то они смогут воспользоваться социальным обслуживанием на условиях полной оплаты.
При этом, отметил Александр Румак, планируется также пересмотреть подходы и к самим расценкам на такие услуги. В настоящий момент они существенно занижены. К примеру, в некоторых регионах помыть окно стоит 900 рублей, вспахать сотку земли — 2,5 тысячи, в то время как частник за такую же работу просит два доллара.
Перспективы бюджетников
Еще один популярный вопрос, который волнует население любого региона, — рост заработной платы в бюджетной сфере.
— Традиционно политика в области оплаты труда планируется на год, в соответствии с чем и составляется график повышения тарифной ставки первого разряда бюджетников, — отметил Александр Румак. — В нынешнем году она увеличивалась уже дважды — с 1 января и с 1 апреля. До конца года планируется ее дальнейшее повышение. Однако следует иметь в виду, что вопрос повышения заработной платы в бюджетной сфере в отличие от реального сектора экономики зависит от финансовых возможностей государства. Иными словами, решение об увеличении тарифной ставки первого разряда принимается лишь в том случае, если в бюджете имеются необходимые для этого средства.
Что касается госслужащих, то их доходы должны увеличиться после проведения оптимизации, то есть с 1 июля, как только вступят в силу новые штатные расписания.
— При этом планируется дифференцировать оплату труда руководителей структурных подразделений райисполкомов и горисполкомов в зависимости от численности населения, проживающего в регионе, — уточнил Александр Румак. — Все районы будут разделены на три группы: с населением более ста тысяч, от пятидесяти до ста тысяч, меньше пятидесяти тысяч человек.
Исключение из правил
Надо сказать, что нынешний прием получился весьма насыщенным, как разнообразными вопросами, так и эмоциями. Елена, пришедшая похлопотать за свою семью, не смогла удержать слезы. Зарплата у ее мамы небольшая — всего миллион рублей, прокормить на эти деньги пятерых ребятишек просто нереально. Пособие на детей старше трех лет отменили. Теперь вся надежда на государственную адресную помощь. Многодетной семье ее предоставили, но только на шесть месяцев.
— Я стараюсь помогать своим родным чем могу: и ремонт в квартире сделала, и мебель купила, — рассказывает Елена. — Но у меня у самой недавно родился малыш, и разорваться между двумя семьями я не в состоянии. Тем более что живу с мужем в Минске. Вот сейчас приехала, а у матери задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг около 900 тысяч. Как они будут жить дальше, не знаю. Неужели нельзя пересмотреть правила назначения адресной помощи и разрешить предоставлять ее многодетным семьям не на шесть месяцев, а сразу на год?
Сегодня таким правом могут воспользоваться только некоторые категории граждан. К ним, в частности, относятся одинокие инвалиды 1-й и 2-й группы, одинокие нетрудоспособные пожилые люди, достигшие 70 лет, неполные семьи, которые осуществляют уход за ребенком-инвалидом. Многодетных семей в этом списке нет. Тем не менее, как отметил начальник управления по труду, занятости и социальной защите Мозырского райисполкома Петр Шутько, в последнее время стало поступать много аналогичных обращений. Как правило, вопрос об увеличении периода предоставления ежемесячного пособия поднимают женщины, которые трудятся санитарками, техничками и получают всего лишь полтора-два миллиона рублей. И для них адресная помощь — это действительно важная поддержка.
— Мы не собираемся изменять свою принципиальную позицию по необходимости ужесточения условий предоставления государственной адресной социальной помощи, — подчеркнул Александр Румак. — Тот, кто может зарабатывать, должен сам себя обеспечивать и прилагать к этому все усилия. Поддержка государства предоставляется на время, только в сложной жизненной ситуации, и ее не следует воспринимать как постоянный источник дохода. В то же время, возможно, вопрос корректировки законодательства по предоставлению адресной помощи многодетным семьям заслуживает более пристального изучения. Когда в сложном финансовом положении оказываются родители с четырьмя или пятью детьми на руках, у местной власти должен быть механизм, который бы позволял на местах принимать решение с учетом конкретной ситуации.
В тему
|