«Зачем нам белорусская капуста? У нас македонской на три месяца»
Безусловно, выращивать все без исключения огородные культуры наши овощеводы не могут по объективным причинам. Да и по вегетативным срокам отдельные из них вызревают в Беларуси позже, чем в других странах. Так что полностью отказаться от импорта нельзя. К тому же на рынке должна присутствовать и иностранная продукция. Хотя бы для того, чтобы покупатель имел право выбора. Но почему, скажем, килограмм импортных томатов стоит 17 тысяч рублей, а наших — 22 тысячи? Ответ напрашивается сам собой: производителям — как хозяйствам, так и частникам — надо снижать себестоимость своей продукции. Иначе она станет недоступной покупателю. Для людей с низкими доходами и пенсионеров она уже таковой, можно сказать, стала.
Взвинчивание цен на отечественную овощную продукцию происходит и по другой причине: все карты путают перекупщики. Они едут в деревню, скупают оптом выращенное в огородах и полях и затем держат цены, вынуждая потребителей покупать их товар за столько, за сколько они предложат. Налицо обыкновенный сговор и монополизация рынка.
Ситуацию могли бы разрядить Минторг и Белкоопсоюз, если бы, конечно, опередили перекупщиков, а затем продали товар с минимальной торговой надбавкой и за счет увеличения объемов продаж избежали убытков. Но пока эти ведомства, по словам Премьер-министра Михаила Мясниковича, действуют очень робко, неумело, без размаха.
Белкоопсоюз, к примеру, с помощью своей разветвленной сети магазинов и заготпунктов закупает у населения и хозяйств только 10 процентов овощной продукции от объемов потребности в ней рынка. Это не похоже на серьезный бизнес.
Минторг вообще идет на поводу у производителей и импортеров овощей и не контролирует ситуацию. К примеру, с прошлого сезона на овощных базах остались солидные запасы капусты, лука, столовой свеклы. Но точно такие же овощи разные структуры, в том числе и этого ведомства, продолжают завозить из-за границы. В магазинах столицы отечественным производителям овощей отвечают: «Зачем нам ваша капуста? У нас македонской на три месяца хватит продавать».
В этой ситуации наши хозяйства, по словам председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, видя такое неласковое к ним отношение со стороны торговли, начинают уходить от выращивания овощей. В прошлом году, к примеру, в Брестской области вырастили качественную товарную капусту и вынуждены были значительную часть ее скормить коровам из-за невозможности реализовать, а в минских магазинах тем временем продавали импортные кочаны.
По мнению Премьер-министра, и Минторгу, и Белкоопсоюзу следует в корне перестроить свою работу по заготовке овощной продукции. С осени с ее производителями необходимо заключать соответствующие договора, практиковать авансирование для закупки семян, удобрений и других материалов. Такой союз пойдет на пользу обеим сторонам. И вообще, мониторить обстановку, быть законодателем моды в области закупок. Особенно это касается Белкоопсоюза. В советские годы предшественники нынешних его работников неплохо справлялись с такой задачей. Сегодня же их последователи демонстрируют неуверенность, излишнюю забюрократизированность процесса.
Недостаточными темпами и объемами осуществляется и экспорт белорусской овощной продукции. И, конечно же, поставки распространяются не далее Российской Федерации. Между тем у наших овощеводов уже появились и передовые технологии, и современное технологическое и холодильное оборудование. Недостает другого — разворотливости и напористости, хозяйской жилки, которая есть у многих иностранных производителей и поставщиков овощей.
Обычным явлением стал и так называемый стихийный экспорт. Это когда российские коммерсанты скупают по умеренным ценам овощи в белорусских деревнях, а затем продают их «с наваром» на других рынках. Случается, что привозят и к нам. Только уже по другой цене.
Пожалуй, предпочтительнее других ведомств в вопросах обеспечения населения ранними овощами выглядит Минсельхозпрод. Подчиненные ему овощеводческие хозяйства и комбинаты не только выращивают то, что в широком ассортименте подается к столу, но и сами же его реализуют через собственные торговые сети. Масштабы этих продаж достигают половины всех объемов овощей.
Олег ШВЕДОВ, «БН»