Еда не приходит одна
Мраморная говядина, йогурт из козьего молока, твердый сыр, густейшая сметана и нежный творог, страусиное мясо, овощи и зелень, выращенные без химии, утка, свинина, баранина и крольчатина — это вовсе не картинки из какой–нибудь книги о здоровой и вкусной еде. Все эти продукты заботливо и даже где–то с фанатизмом к любимому делу производят наши фермеры. И вот ведь парадокс: производить–то производят, но порой просто не знают, куда сбывать. В то время как горожане, сетующие на качество и стоимость магазинной еды, готовы натуральный продукт купить, да не могут — негде. Минторг предложил решать проблему при помощи интернета. Но достаточно ли будет разрешения на торговлю в сети для того, чтобы система завертелась?
Уйти в сеть и... зависнуть?
Сейчас производителю продуктов питания, чтобы открыть свой интернет–магазин, нужно иметь торговую точку «в реале». Обязательный пункт — помещение для хранения продуктов со специальным оборудованием. Расходы очевидны, и на это у многих фермеров, не говоря уже о тех, кто трудится на небольших личных подсобных хозяйствах, ресурсов нет. Недавно замминистра торговли Ирина Наркевич поведала, что вскоре фермерам разрешат торговать в сети без открытия обычных магазинов. А вообще, тема онлайн–торговли на форуме главного фермерского ресурса www.fermer.by животрепещущая. Главное преимущество такой формы — отсутствие посредников — рождает и главные вопросы: как заявить о себе, чтобы услышали? где найти клиента? как организовать доставку? Один форумчанин считает, что «хозяйство должно быть более–менее крупным, иначе смысла нет начинать, объем выручки не покроет логистику и т.д.». Участница обсуждения Татьяна парирует: «У меня небольшое хозяйство, и я начинала с малого: небольшая клиентская база друзей–знакомых. По ценам значительно ниже тех, которые в магазине (сейчас 85.000), реализую тушки кролика: 25 — 30 в месяц, мясо расходится полностью. Так как имею машину, мне нетрудно развезти заказы по адресам. Мы все, производители, можем работать напрямую, без наценок. Уже это наше преимущество. Венгерский кролик нам не конкурент, одно дело — замороженный импортный продукт, и другое — домашняя, своя, охлажденная свежайшая продукция, выращенная без стимуляторов».
Пессимисты и оптимисты форума сходятся в одном: нужен некий виртуальный фермерский рынок с понятной разбивкой по областям и продуктам, чтобы максимально облегчить поиск покупателю. Кто–то предлагает объединяться в интернете хозяйствам по территориальному признаку, чтобы облегчить доставку и взаимно рекламировать коллег–производителей своего региона. Только вот загвоздка: кто будет делать и продвигать эти ресурсы? Без специальных знаний тут не обойдешься, нужна профессиональная раскрутка. Иначе все останется как есть — только для посвященных. Например, на fermer.by есть раздел «Агрорынок», но жизнь там не кипит. Вероятно, потому, что покупатели просто не в курсе о его существовании. На сайте сельскохозяйственного интернет–сообщества idvor.by размещаются объявления о продаже продуктов с личных подсобных хозяйств и уже заработал раздел «Экоеда», правда, пока в тестовом режиме, поэтому в нем тоже малолюдно. Однако купить фермерские продукты в байнете все же реально. В прошлом году у нас появились два виртуальных магазина здорового и натурального, взявших на себя непростую миссию смычки города с селом.
Связующее звено
Проект ecaeja.by начался на энтузиазме Сергея Ковалева и Надежды Соболевской: в семье появился малыш, и родители задумались о еде без химии и консервантов. Что и вылилось в социально ответственный бизнес. «ЭкаЕжа» принципиально работает лишь с теми фермерами, которые выполняют ряд условий: не используют пестицидов–гербицидов, применяют биологические методы защиты растений, не кормят животных комбикормом, не колют антибиотиками. Надежда признается, что в начале работы, когда искали поставщиков, стало очевидно: многие сельчане не готовы к самостоятельной интернет–торговле. Для одних это двойная нагрузка. Они сосредоточены на том, чтобы вырастить качественную продукцию, а работу по поиску конечного потребителя переложили бы на другие плечи. Но и те, кто отказался от посредников, порой не знают, в каком направлении двигаться. «Фермеры не владеют технологиями, как привлекать потребителей, коммуникативными, маркетинговыми ходами. В итоге выходит пустая трата времени. Когда мы начинали, видели, как они действуют: размещают информацию о себе на форуме, а он никем не посещается. Необходимых знаний у них нет, в результате дело и заканчивается разговорами», — делится наблюдениями Надежда.
Дениса Фальковского, создателя ресурса «Деревенский продукт», тема еды, альтернативной «магазинной синтетике», увлекла также после рождения ребенка. Он уверен, что виртуальная торговля интересна в основном небольшим хозяйствам, огромные партии в интернет не уйдут. Поэтому и круг его поставщиков не обширен, и клиенты не исчисляются сотнями. Однако как энтузиаст Денис считает направление весьма перспективным. Да, фермерский ассортимент хлопотный, зависимый от сезона. Постоянные покупатели понимают, что это нормально, так заложено природой. Весной, например, не найти кур. «Но надо искать альтернативы. Есть индоутки, некоторые хозяйства продают петухов... Морожеными продуктами я не торгую, хотя мне по закону и нужно иметь склад с холодильным оборудованием. Плачу за него 200 — 300 евро в месяц, а зачем мне оно, если я свежий продукт привожу прямо потребителю?»
Оба ресурса пропагандируют фермерскую продукцию в принципе, поэтому задумку дать право производителям открывать собственные интернет–магазины восприняли на ура. И все же, как видим, только площадкой сайта тут не обойдешься — без присутствия в социальных сетях, постоянного общения с целевой аудиторией, создания тематических сообществ раскрутиться сложно. Тем не менее чем больше энтузиастов заявят о себе в сети, тем скорее фермерские продукты из деревенской экзотики перейдут в разряд дежурных покупок. В конце концов, история крупнейшего интернет–аукциона e–bay началась с продажи неработающей лазерной указки. Нашим фермерам есть чем торговать. Им нужно только немного помочь на старте. Чем не поле для амбициозных проектов?
Мнение
Замминистра торговли Ирина Наркевич считает, что у нас слабо развит рынок курьерской доставки товаров. В идеале необходимо отделить владельца интернет–магазина от курьера. Для этого может быть создана крупная курьерская служба, которая бы обслуживала виртуальные торговые точки.
Кстати
Прототип наших интернет–проектов — московский ресурс lavkalavka.com, большой магазин–посредник с огромной популяризаторской составляющей здоровой еды и ответственного потребления. Негуманные цены (наценка доходит до 100 процентов!) создатели объясняют большими издержками бизнеса: «фермерские продукты — это мир хаоса», нестабильность поставок, качества, логистики нужно преобразовать в работающую систему. Цены в наших магазинах тоже не низкие. Аргументы: высоки расходы на доставку и закупочная цена — дают, сколько просят производители, ведь выращивание «чистой» еды требует больших затрат.
Из опыта
Фермер Игорь Хващевский (на снимке), проповедующий принципы органического земледелия, при помощи проекта «ЭкаЕжа» уже переориентировался на интернет–продажи. Его овощей и зелени даже не хватило всем желающим на сайте. Игорь считает вариант удобным: «Раньше торговали на рынке, каждому нужно рассказать, что мы выращиваем экологически чистую продукцию. А ребята и на вопросы покупателей ответят, и экспертов пригласят. Каждый должен заниматься своим делом. Мы — выращивать, магазины — продавать». А вот у Николая, управляющего фермерским хозяйством, где растят овец и бычков (мраморная говядина), свой взгляд на вещи: «Моя цена на мраморное мясо — 80 тысяч рублей с костями. Чистое мясо на 40 процентов дороже, ну пусть 120 тысяч выйдет. Интернет–магазины продают за 160 — 200 тысяч. Их заработок получается такой же, как у людей, которые его выращивали! Да и потом, мешок картошки продать проще, чем тушу. У меня уже готов свой сайт, ждем разъяснений условий работы, всех нюансов. Мясо — сложный продукт, должно быть четко прописано, как хранить и т.д., а то пойдут штрафы». Николай признается, что внутренний спрос на мраморное мясо невелик, оно востребовано в основном в России, а потому вся надежда по поиску клиентов — на интернет.
Советская Белоруссия №81 (24218). Пятница, 3 мая 2013 года.
Автор публикации: Юлия ВАСИЛИШИНА