Разговор на равных

Источник материала:  

Условия налогообложения международных перевозчиков в Таможенном союзе схожи

Главными рычагами экономического роста Беларуси на ближайшие несколько лет названы экспорт и модернизация. Так сложилось, что оба этих источника давно в силу специфики деятельности стали безусловными приоритетами в работе международных автомобильных перевозчиков. Причем в этой сфере все взаимосвязано: обновление парка подвижного состава, позволяющее перевозчикам сохранять высокий уровень конкурентоспособности на рынке, является одним из важнейших залогов роста экспортной выручки, которая, в свою очередь, пополняет «оборотный актив» предприятий, позволяет развиваться и приобретать новую технику.

Одним из катализаторов процессов качественного и количественного роста международных перевозчиков в Беларуси становится налогообложение. И происходит это в условиях открытого и активного диалога, в котором заинтересованы обе стороны — Министерство по налогам и сборам и собственно перевозчики. Ассоциация «БАМАП», которая представляет интересы транспортных организаций, оказывающих услуги на экспорт, планомерно и последовательно выступает с предложениями, касающимися упрощения налогового администрирования и снижения налоговой нагрузки, а налоговая служба чутко улавливает аргументы бизнеса…

Сравниваем ставки…

С созданием ЕЭП конкуренция в среде международных перевозок формируется словно в нескольких измерениях. На международном рынке транспортных услуг Беларуси приходится противостоять перевозчикам из европейских государств, но в то же время и создавать внутренние условия для работы отечественных транспортных предприятий. Свобода перемещения финансового капитала, трудовых и прочих ресурсов в ЕЭП из декларируемого принципа все более становится реалией экономической жизни: того и гляди свой, родной, субъект хозяйствования, прельстившись более выгодными условиями работы в соседней стране, поменяет резидентство и станет приносить доходы в казну России или Казахстана. Задача обратная: создать здесь, в Беларуси, такие условия, чтобы иностранный бизнес захотел стать белорусским. И постепенно работа в этом направлении ведется.

В МНС констатируют: в сфере налогообложения белорусские субъекты хозяйствования находятся в схожих условиях с аналогичными плательщиками России и Казахстана. Так, при реализации услуг по перевозке грузов и пассажиров за пределы республики белорусские международные автомобильные перевозчики применяют нулевую ставку НДС, аналогичные режимы действуют во всех государствах — членах Таможенного союза. Вместе с тем в Беларуси установлены самые низкие среди государств — членов Таможенного союза ставки налога на прибыль (18 %) и налога при УСН в отношении экспорта услуг (2 %). Следует отметить, что в нашей стране, в отличие от России и Казахстана, не взимается налог на движимое имущество (налог на транспортные средства).

По информации Ассоциации «БАМАП», за 2012 год налоговая нагрузка на организации, осуществляющие международные перевозки, снизилась и составила в среднем 4,5 %. Если более подробно рассмотреть условия налогообложения международных перевозчиков в наших трех государствах, картина получится следующей.

Начнем с налога на прибыль. В Беларуси, как известно, с 1 января 2012 года ставка налога на прибыль составляет 18 %. В России эта нагрузка равняется 20 %, в Казахстане налог называется корпоративным подоходным, но его ставка составляет все те же 20 %. Объектами обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) в Беларуси признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории республики. Экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки, облагаются НДС по нулевой ставке. К ним относятся, в частности, услуги по перемещению грузов автомобильным транспортом за пределы либо за пределами Беларуси, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию нашей страны, включая частичное оказание этих услуг на ее территории. Таким образом, при осуществлении международных перевозок белорусские субъекты хозяйствования НДС не уплачивают. В России объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории страны, а также передача имущественных прав. Налогообложение реализации услуг по международной перевозке товаров производится по налоговой ставке ноль процентов. Под международными перевозками товаров у наших соседей понимаются такие перевозки, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории России. В соответствии с законодательством Казахстана по ставке 0 % облагается оборот по реализации таких услуг по международным перевозкам, как транспортировка товаров, транспортировка транзитных грузов, перевозка пассажиров и багажа в международном сообщении. Перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами.

Интерес представляют и налоги, которыми облагаются основные средства, — налог на имущество и налог на транспорт. В Беларуси, как констатирует МНС, отсутствует обязанность уплачивать налог на недвижимость в части движимого имущества. В России организации, которые имеют движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, признаются плательщиками налога на имущество. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов федерации и не могут превышать 2,2 %. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок. В Казахстане юридические лица, имеющие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления транспортные средства (за исключением прицепов), являются плательщиками налога на транспортные средства. Исчисление налога производится по ставкам, установленным в месячных расчетных показателях (установленных законом о республиканском бюджете и действующих на 1 января соответствующего финансового года) в зависимости от вида транспортного средства.

Проще некуда

Наконец, упрощенная система налогообложения (УСН). Ставка налога, уплачиваемого в Беларуси при УСН организациями и ИП, являющимися его плательщиками, в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности составляет 2 %. Таким образом, плательщики, осуществляющие международные перевозки и применяющие упрощенную систему налогообложения, на сегодняшний день вправе уплачивать налог при УСН по ставке 2 %. Применение УСН российскими организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. А вот если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 %. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категории налогоплательщиков.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации существует также и в Казахстане. Индивидуальные предприниматели в этой стране могут применить специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации при условии, что предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 25 человек, включая самого индивидуального предпринимателя, и предельный доход за налоговый период составляет в валютном эквиваленте $ 67 тыс. Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 %.

Катализатор для экспорта услуг

Такое положение вещей не возникло само по себе, а стало результатом сотрудничества налоговой службы и международных перевозчиков — активного и взаимовыгодного. Судите сами: несмотря на произошедшее снижение налоговой нагрузки, поступление налогов и сборов от международных перевозчиков в бюджет, например, за 2011 год составило 188,5 % к аналогичному периоду 2010 года. В то же время хороший рост показывает и сфера международных перевозок. Так, по информации Ассоциации «БАМАП», объем экспортной выручки услуг автомобильного транспорта в 2012 году достиг $ 1 067,4 млн., увеличившись более чем на $ 100 млн. по сравнению с 2011 годом. Услуги автомобильного транспорта по данному показателю заняли первое место среди всех видов услуг Республики Беларусь, поставляемых на экспорт. В результате деятельности международного автомобильного транспорта в балансе услуг республики сформировано второе по объему после трубопроводного транспорта положительное сальдо, которое за 2012 год составило $ 670,4 млн., или 24 % в удельном весе положительного сальдо услуг республики. Отметим, 93 % поступлений по экспорту услуг автомобильного транспорта обеспечено услугами грузового автомобильного транспорта. С 1992 года объем таких поступлений иностранной валюты увеличился практически в 40 раз.

Остается надеяться, что условия для работы международных перевозчиков в Беларуси и в дальнейшем не будут уступать тем, что создаются у наших партнеров по Таможенному союзу, но будут оперативно корректироваться вслед за изменениями конъюнктуры международного рынка. Развивающийся диалог бизнеса и государства вполне это позволяет.

←Возера замест поля...

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика