Зарплату учителям повысят за счет сокращения прилипал?

Источник материала:  
19.04.2013 18:34 — Новости Общества

 

Резервы для увеличения зарплат педагогически работникам необходимо искать внутри сферы образования. Об этом десяткам тысячам белорусских учителей еще раз напомнил Александр Лукашенко, затронув в своем послании народу и парламенту тему зарплат в бюджетных отраслях.

Зарплату учителям повысят за счет сокращения прилипал?Пока бюджетники не оптимизируют сферу труда, «ни о каких высоких зарплатах речи быть не может», заявил Александр Лукашенко. По его словам, на текущий год в бюджете заложено неоднократное повышение тарифной ставки первого разряда, а также пенсий и пособий: «Но это не должно быть простой индексацией роста цен или имитацией роста зарплат».

Глава государства напомнил, что на совещании в марте нынешнего года перед правительством была поставлена задача по сокращению разрыва в оплате труда между работниками бюджетной сферы и в целом по народному хозяйству.

«Сегодня данное соотношение составляет около 80%, а оптимально должно быть менее 90%. Согласитесь, не должен учитель или медицинский работник чувствовать себя ущербно перед работниками других сфер», — отметил Лукашенко.

Решение вопроса следует искать в оптимизации. Например, Лукашенко предложил для учителей поднять ставку с 18 до 20 часов в неделю.

«Ну сделайте шаг навстречу в этом плане, как произошло с государственным аппаратом, где я принял решение по сокращению на 25%, и под 13 тысяч человек мы сократили. Народ поймет, если мы за счет этого и других ресурсов подымем зарплату. Почему не пойти на эти два часа, чтобы народу продемонстрировать?» — задался вопросом глава государства.

«Почему Министерство образования до сих пор не очистило всю эту структуру образовательную от разного рода прилипал? Сколько там разных методических и прочих коллективов, которые ничего, никакой пользы образованию не приносят», — заявил Лукашенко.

Что касается различных, как выразился официальный лидер, прилипал, то сегодня в Беларуси работает 11 институтов, занимающихся методологическим обеспечением сферы образования и контролем за ней. Например, Республиканский институт высшей школы, Республиканский институт профессионального образования, Академия последипломного образования, Национальный институт образования. В каждой области есть институты развития образования. О количестве работников этих институтов можно судить очень приблизительно: в Минобразования не могут назвать точное их количество, методистов в отдельности тем более.

Например, в Минском городском институте развития образования работает более 200 человек, включая технический персонал. Институт позиционирует себя как ведущий региональный центр научно-методического сопровождения системы образования Минска, обеспечивающий непрерывность педагогического образования, расширяющий возможности дополнительного образования взрослых и создающий основы образовательной политики столицы.

Насколько методологические разработки специализированных институтов помогают рядовому учителю обычной школы? В самом недавнем прошлом школьный учитель, а ныне репетитор Анжелика Салонович говорит, что не особенно:

«Несколько лет назад мы были в Польше на встрече с коллегами. Там различные разработки, идеи, планы спускаются сверху вниз, то есть от методистов в различных институтах образования к учителям. У нас же учителя должны разработать, сдать школьному методисту, который все это отправит в районный отдел образования и далее по вертикали. Я не знаю, что делают методисты в различных структурах. Наверное, аккумулируют информацию, но это не приносит пользу школе. Думаю, они выполняют проверяющие функции. Моя знакомая работает в детском саду в Лиде психологом. Ее отправили в командировку в Гродно только для того, чтобы там ей объяснили, как подписывать папки, чтобы участвовать в конкурсе кабинетов психологов. Казалось бы, зачем тогда интернет?».

Что касается нагрузки на учителей, то ее, считает Анжелика Салонович, и сейчас более чем достаточно. Ведь 18 часов в неделю — это не означает, что с понедельника по пятницу учитель ведет четыре урока и еще на два приходит в субботу: «Учителей гоняют на различные воспитательные мероприятия. Могут, например, послать посетить Ледовый дворец, где пробудешь с детьми два часа, плюс столько же потратишь на дорогу. Оплатят же ему только час работы, потому что одно мероприятие — это один час».

К тому же, большинство учителей после уроков не уходят из школы: «Проверка тетрадей занимает очень много времени. Один класс — это примерно 25 тетрадей. Проверка занимает около двух часов. Теперь посчитайте, сколько времени займет проверка, если у учителя 3-4 класса».

Плюс ко всему, считает Анжелика Салонович, в учительской нагрузке не учтена подготовка к урокам и различным классным и внеклассным мероприятиям. Много времени тратится впустую на различную бумажную работу, отмечает Салонович:

«Учитель пишет различные справки, характеристики на детей, описывает условия, в которых они живут дома. Организовывает питание школьников. Кроме того, расписание составляется с учетом ряда требований, например, санстанции. Так, урок физкультуры должен носить разгрузочный характер, поэтому не должен стоять последним уроком. Расписание у учителей часто такое: форточка-урок, форточка-урок. Это означает, что можно отработать три урока, а просидеть 5! И, естественно, форточки считаются свободным временем учителя, в подсчитанную нагрузку не входят. Есть еще система замен, от которых отказаться невозможно».

Именно поэтому большинство учителей предпочитают работать на полторы ставки — так меньше времени расходуется впустую.

Согласно данным исследования, проведенного Исследовательским центром ИПМ, в Беларуси основная часть расходов на образование приходится как раз на среднее образование, и значительную долю этих расходов составляет зарплата учителей.

Зарплату учителям повысят за счет сокращения прилипал?


Однако, несмотря на масштабность расходов, зарплаты педагогических работников назвать адекватными затрачиваемым ими усилиям трудно. Зарабатывают учителя мало.

В недавнем исследовании Всемирного банка, касавшемся государственных расходов Беларуси, отмечалось, что в Беларуси наблюдается избыточная численность педагогов в системе среднего образования по отношению к количеству учеников. В Минобразования эту проблему признают, хотя и отмечают, что армия учителей ежегодно сокращается.

Зарплату учителям повысят за счет сокращения прилипал?


По выводам экспертов Всемирного банка, еще одна проблема заключается в неэффективности распределения финансовых средств. Существующие механизмы сметного финансирования создают мотивацию у школ и местных администраций сохранять значительное количество персонала и избыточные мощности.

Сейчас Минобразования проводит эксперимент по подушевому финансированию, когда школа получает ровно столько средств, сколько имеет учеников. В перспективе это позволит определенную часть расходов, сейчас уходящих, по сути, в никуда, переориентировать на повышение зарплат, ремонт школ или закупку нового оборудования.

Однако, как показывает опыт, прогрессивные методики (не только в образовании) плохо встраиваются в управленческие конструкции советского образца. А белорусская система образования фактически сохранила советскую модель. И попытка оптимизации труда в образовании может закончиться тем же, во что превратилась реформа госорганов — банальным сокращением (например, тех же методистов) и перераспределением нагрузки между оставшимися без существенного изменения функций.



Елена СПАСЮК

←На майские праздники по БЖД будут курсировать более 40 дополнительных поездов межрегиональных линий

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика