Маленькая помощь лучше большого сострадания
Как вам такие подсчеты биологов? Если в одной комнате закрыть кошку и кота, через 2 года у них будет 20 тысяч «наследников»! Полчища бездомных кошек и собак — проблема для городов. В Западной Европе для животных давно существуют приюты. У нас в стране такой приют пока один — в Витебске. Полтора года он показывает, как совместными усилиями госпредприятия, зоозащитников и горожан можно сократить численность безнадзорных животных. Я заинтересовался уникальным опытом.
Бюджет плюс спонсоры
С 1999 года в Витебске действует благотворительное общественное объединение «Друзья животных». Его активисты давно добивались создания приюта, где бы бродячих кошек и собак не усыпляли. А напротив — лечили, стерилизовали и старались найти для них хозяев. Инициативу зоозащитников поддержали в облисполкоме. И в 2011–м в Витебске открылся приют для безнадзорных животных. Сегодня это — участок государственного предприятия «Спецавтобаза». Благодаря ему приют рассчитывается с налогами и «коммуналкой», выплачивает зарплату штатным работникам. В их числе — четверо ветврачей, которые стерилизуют животных, лечат лишай у котов, ставят капельницы собакам, страдающим от энтерита. А также — два повара. Накормить 35 кошек и более 220 собак непросто. Как физически, так и материально. Найти для этого средства — задача начальника приюта Натальи Зубовой, которая, к слову, еще и руководитель ВБОО «Друзья животных»:
— За месяц мои подопечные съедают тонну геркулеса и макарон! Плюс — мясо. Плюс — вакцины, антибиотики, катетеры. На все это ежемесячно требуется около 30 миллионов рублей. Бюджет, естественно, кормить бродячих животных не будет. Поэтому без помощи — спонсорской и волонтерской — приют давно бы вылетел в трубу.
У приюта есть благотворительный расчетный счет, на который перечисляют деньги частные лица, фирмы, предприниматели. Договоры о безвозмездной спонсорской помощи у него заключены с такими предприятиями, как «Ганна», «Витконпродукт», Витебская универсальная база. Они помогают кормами. Ну и волонтеры, которых в общей сложности набирается несколько десятков. Это — отдельная тема. Очень важная и нужная.
Волонтеры — кто они?
В минувшие выходные с некоторыми волонтерами я пообщался во время акции по раздаче бездомных животных. Приют находится на окраине города, поэтому акцию организовали в центре — у Дома пионеров. Когда я подошел к клеткам со щенками, волонтер Лена Луговская, заведующая гостиницей «Золотой теленок», собиралась выгулять песика по кличке Болт:
— У меня с детства дома хомячки, попугайчики, рыбки. Я люблю животных. Поэтому помогаю приюту.
Школьница Катя Иванова тоже животных любит. Во время акции для приюта она принесла крупы, «Вискас», вату. В некоторых школах Витебска есть даже волонтерские отряды. Как, например, в СШ № 27. Волонтерское движение выплеснулось и в интернет. В социальной сети ВКонтакте создана группа «Витебск. Волонтерская помощь бездомным животным».
Волонтер Анна Скачкова, экономист по профессии, в приют приезжает каждые выходные. Лекарства покупает, вещи старые привозит, которые можно использовать в качестве подстилки:
— Лучше маленькая помощь, чем большое сострадание, — считает Аня. — Мы всегда радуемся, если кто–то забирает животных домой. Ведь освобождаются места, и с улицы в приют мы можем забрать новых кошек и собак.
Нужен фундамент. Юридический
Однако во взаимоотношениях хозяев и их четвероногих друзей не все так безоблачно. Процентов 80 животных в приюте — бывшие домашние любимцы. Кого–то в лесу привязали к дереву. Кого–то швырнули на порог приюта: заберите, мол, старый стал, не нужен больше. И это, по мнению Натальи Зубовой, одна из самых больших проблем:
— Вместо того чтобы заниматься бродячими животными, мы вынуждены принимать тех, кого выбрасывают хозяева. Моя подруга, уехавшая в Данию, рассказала, что за побег своего чау–чау из дома она выложила 1.000 евро! Это штраф, стоимость специального ошейника с радиомаячком, а также плата за содержание и медобслуживание в городском приюте, где пес провел всего один (!) день. Наш же приют в этом отношении бесправен. И так будет продолжаться, пока в стране нет четкой регламентации содержания животных, пока нет обязательного чипирования и действенного закона об обращении с животными.
Понять Наталью можно. Приют — ее мечта. Когда ей предложили его возглавить, у нее была перспективная высокооплачиваемая работа. Но она ее оставила. Как мне показалось, приют в Витебске во многом существует благодаря энтузиазму и энергии Натальи. Но на одном энтузиазме далеко не уедешь. Такому предприятию сегодня прежде всего нужна юридическая платформа. А то ведь хорошая инициатива не получит распространения.
Кстати
Денежные пожертвования Витебскому приюту для безнадзорных животных можно перечислить на благотворительный счет 3132410613018, код банка 739, УНП 300082155, дирекция ОАО «Белинвестбанк» по Витебской области. Получатель платежа — ГП «Спецавтобаза г. Витебска». Назначение платежа — на спасение животных. Контактный телефон приюта (8–033) 336–78–77.
Компетентно
Юрий Галушко, директор ГП «Спецавтобаза города Витебска»:
— В вопросах обращения с животными сегодня много нестыковок на законодательном уровне. Их необходимо решать. Если бы, к примеру, хозяева, избавляющиеся от питомцев, платили приюту за их содержание, нам гораздо меньше средств приходилось бы отвлекать от основной деятельности — вывоза и утилизации твердых бытовых отходов. К тому же такой подход заставил бы многих задуматься, стоит ли заводить дома кошку или собаку.
Фото автора.
Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК