Автомобиль с душой
Лидчанин Валентин Сидор возрождает и коллекционирует старинные машины. Он уверен: в этих удивительных железных красавцах, некогда собранных вручную, есть... душа.
— Чего я только ни делал на своем веку, — вспоминает Валентин Петрович. — И строителем на Камчатке работал, и в 1977-м первую в Лиде дискотеку организовал, и в числе первых кооператив под названием “Монитор” в райцентре зарегистрировал. С коллегой занимались видеосъемкой, создавали фильмы, сотрудничали с областным и республиканским телевидением. А после развала СССР занялся международными перевозками...
Нынче Валентин Сидор — директор успешного белорусско-китайского СП “Коробка передач”, которое около двух десятилетий специализируется на ремонте грузовых автомобилей. Отец двух дочерей, дедушка двух внуков и обладатель уникальной коллекции старинных авто.
В коллекции Валентина Сидора — послевоенный немецкий МАN 1947 года, МАЗ 1949 года, легендарная полуторка Горьковского автозавода ГАЗ-АА 1941 года выпуска, “Победа” 1951 года, немецкий мотоцикл ДКВ 1937 года, самый маленький автомобиль СМЗ-2 с ручным управлением, на котором в послевоенные годы ездили инвалиды, а также советский военный полноприводной легковой автомобиль ГАЗ-67 и другие раритеты.
— Мне нравится возрождать машины из руин, — делится наш герой. — Они словно переносят в прошлое, рассказывают свою историю, по ним можно проследить, как развивалась техническая мысль изобретателей и автомобилестроение...
Валентин Петрович гордится своим МАЗом 1949 года, собранным из немецких комплектующих. На его реставрацию ушли годы. Работал не один, вместе с коллегами — механиками своего предприятия. Вложили в грузовик столько сил и знаний, прежде чем вернули ему первоначальный облик! Зато как замирало сердце, когда на выставке Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков в Минске им восхищались видавшие виды профессионалы. А какое ж это удовольствие — на нем ехать! Правда, МАЗ очень “прожорлив”: потребляет на сто километров сто литров дизтоплива.
— Очень долго не мог найти топливный бак для этого грузовика, а ведь именно использование “родных” деталей возвращает раритету первоначальную славу, — делится коллекционер. — И вдруг однажды увидел, как незнакомый мужчина везет в прицепе на свалку необходимую мне запчасть! Остановил его и купил...
Работа по восстановлению и реставрации машин колоссальна и очень дорога. Она под силу только фанатично влюбленным в свое дело профессионалам-единомышленникам, а именно такие работают в коллективе Валентина Сидора. И помогают ему во всем, разделяя его замечательное хобби.
За машинами, которые поражали воображение лидчанина, он “охотился” не один год. Немецкий МАN середины прошлого столетия, который и положил начало коллекции, он увидел в одной из белорусских деревень. Кузов-фургон грузовика использовался в качестве... домика. Однако загоревшись идеей во что бы то ни стало отреставрировать грузовик, Валентин убедил сельчан его продать. На восстановление раритета ушло пять (!) лет. Теперь машина отлично ездит, восхищая автолюбителей и обычных прохожих.
Еще сложнее было заполучить у жителя Брестчины советский военный полноприводной легковой автомобиль ГАЗ-67, прозванный в народе “Иваном-Виллисом”. Автомобиль, на котором фронтовик проехал сотни огненных верст, был дорог ему как память. Четыре года Валентин Петрович уговаривал ветерана войны продать редкую машину. И потом долго “колдовал” над ней, возвращая к жизни. Но зато с каким восторгом сел за руль и убедился, что ни один современный автомобиль по проходимости не сравнится с видавшим виды раритетом!
— Ваши машины не снимаются в кино? — спрашиваю у коллекционера. — Они ведь настоящая находка для кинематографистов, создающих фильмы о событиях середины прошлого столетия!
— Нет, — улыбается лидчанин. — Я слишком их люблю и жалею, а потому не могу позволить взрывать, ломать, царапать.
Новая идея фикс, которая нынче не дает покоя Валентину Сидору, — собрать из разных фрагментов советских и импортных авто середины прошлого столетия, накопившихся в запасниках, уникальный ретро-автомобиль. Памятник той замечательной противоречивой эпохе, когда деревья были большими, а в собранных вручную автомобилях жила душа. И название проекту он уже придумал: “Ностальгия”...
Фото автора и из архива Валентина СИДОРА