Войти в свою колею
Этого ждали все. И вот — решение принято. Президент поручил без промедления разработать проект железнодорожного сообщения Минска с Национальным аэропортом. Крайний срок определен — к 2015 году. И это решение, возможно, станет началом большого пути. Писатели–фантасты мечтали о том, что в XXI веке люди будут передвигаться даже внутри городов на летающих тарелках. Но удобнее и безопаснее «чыгункi» пока ничего не придумали.
Те страны, где самые густые сети железных дорог, по сей день в мировых лидерах и по уровню жизни, и по туристической привлекательности. В Великобритании или Германии легко добираться повсюду, равно как доставлять товар: сел на поезд, загрузил имущество — и в путь.
В Минске, можно сказать, все только начинается. Это и проектирование 3–й линии метро, и прокладка трассы в аэропорт. Впрочем, у соседей тоже многое — лишь в будущем. В 2015 году Варшаву, Каунас, Ригу, Таллин и Хельсинки соединит железная дорога Rail Baltica. Пока же из стран Балтии в Варшаву и дальше — до Парижа — нужно ехать в объезд — через Минск.
Есть проблемы и не столь глобальные, но не менее существенные. Так, накануне мэр Друскининкая Ричардас Малинаускас посетовал, что между литовским городом–курортом и соседним Гродно не ходят поезда. Расстояние — всего 40 километров. На границе из–за обилия машин — очереди. Поездом добираться быстрее и проще, но в начале века литовцы разобрали колею со своей стороны, решив, что железнодорожное сообщение с Беларусью нерентабельно. Теперь жалеют. Подсчитали, что из–за этого теряют туристов. И теперь думают, как восстановить путь — всего–то 7 километров. Однако для этого нужно решить множество формальностей — все–таки пограничная зона.
В общем, войти в одну и ту же колею можно. Но нужно ли было выходить? Ответ однозначный. К счастью, в нашей стране железные дороги продлеваются и развиваются. И с соседями мы также кооперируемся успешно. Многие путешественники наверняка уже в курсе, что с 26 мая время в пути между Минском и Вильнюсом сократится до 2 часов 30 минут, а к концу 2015 года — до 2 часов. На белорусской стороне досмотр пассажиров и проверка документов будут проходить во время движения поезда от Молодечно до Гудогая. С литовской стороны — на станции Вильнюс. А помните времена, когда поезд туда шел почти 4 часа? Прогресс налицо. И для ускорения сообщения не нужны никакие летающие тарелки.
Перспективных направлений много. Я, например, мечтаю о тех временах, когда прямая железная дорога пройдет от Минска до Могилева с Мстиславлем. Пока же в культурную столицу Беларуси 2013 года нужно добираться или маршруткой, или по «железке» через Бобруйск. До Мстиславля же вообще колея не доходит. Поэтому туда из центра страны приходится ехать почти полдня с пересадками. Все это последствия тех схем путей сообщения, которые разрабатывались еще во времена Российской империи. В эпоху модернизации многие старые дороги не мешало бы подновить.
Далеко за примерами ходить не надо. Кто еще сто с лишним лет назад знал о деревне Барановичи? А ведь именно благодаря «железке» захолустное село, которого даже на картах не было, выросло в крупнейший город страны. Потому что оказалось посреди большой дороги, а соответственно — в выгодном положении.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ
Фото: Александр РУЖЕЧКА