Чтобы не закрылись магазинчики в райцентрах
— Доля субъекта торговли в объеме розничного товарооборота не должна превышать 20 процентов. Если она превышает, то он не вправе покупать, арендовать дополнительную торговую площадь для торговли или совершать другие действия, направленные на увеличение такой площади, — проинформировала журналистов в Национальном пресс-центре заместитель министра торговали Беларуси Ирина Наркевич.
Эта норма в большей степени касается крупных торговых сетей, которые уже сегодня даже в регионах владеют существенной, приближающейся к указанным 20 процентам, долей рынка. В этих условиях будут притеснены мелкие, не выдерживающие конкуренции магазины, а с ними и потребители: завладев такой долей рынка, крупные магазины смогут диктовать цены, и явно не в пользу потребителей. Проблема доминирования в розничной торговле каких-то крупных торговых игроков больше характерна для регионов, небольших городов.
— Возьмем районный центр с населением 40—50 тысяч человек — если там появляется крупноформатный объект торговли, то могут закрыться мелкие магазины, принадлежащие малому, среднему бизнесу или потребкооперации, — приводит пример Ирина Наркевич.
Что касается Белкоопсоюза с его крупнейшей сетью магазинов в стране, то на него данная норма распространяться не будет, несмотря на то, что доля потребкооперации на региональном рынке давно превысила 20 процентов.
— Белкоопсоюз выполняет социальную роль, поэтому его присутствие ограничить нельзя. К слову, так же поступила и Россия: ограничив присутствие на рынке торговых сетей, там не тронули потребкооперацию, — пояснила Ирина Наркевич, отвечая на вопрос «БН».
Министерство торговли наблюдает за 21 крупной сетевой компанией, которые в целом занимают в республике примерно 20 процентов рынка розничной торговли, в то время как доля Белкоопсоюза в общем товарообороте почти 11 процентов.
— У нас очень много сетей, и нет какого-то доминирования ее на рынке, но эти сетевые компании активно развиваются, — резюмировала Ирина Наркевич.
Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»
СПРАВКА «БН»
На 1 января 2013 года в Беларуси функционируют 40,6 тысячи магазинов с торговой площадью 3,7 млн. квадратных метров. Только за 2012 год прирост магазинов составил 2,3 тыс. единиц на площади 300 тысяч квадратных метров. В прошлом году было открыто 97 крупных торговых центров со средней торговой площадью 1400 квадратных метров.
Также в республике действуют 392 рынка с 81 тысячью торговых мест, где осуществляется розничная торговля, и 375 торговых центров на 7 тысяч торговых мест.