Президент и депутаты готовят «бомбу» для казны?
Готово ли государство извиняться и платить за вред, причиненный гражданам из-за незаконного привлечения к административной ответственности? «Готово!», — считают президент и парламентарии. В то же время речь идет о десятках тысяч извинений, за которые, что называется, язык не отсохнет, и возможных потерях казны в виде десятков миллиардов рублей. Государству это надо?
2 апреля начала работу вторая сессия Палаты представителей пятого созыва. В ходе первого заседания депутаты оперативно рассмотрели 13 вопросов из 39. В первом чтении они приняли шесть законопроектов, на один из которых интернет-газета Naviny.by обратила особое внимание — законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».
Как сообщает пресс-служба Палаты представителей, документ «явился результатом объединения четырех законопроектов. Его положения направлены на оптимизацию судебной нагрузки и совершенствование процедуры судопроизводства по делам об административных правонарушениях, введение альтернативной подведомственности по ряду категорий дел об административных правонарушениях».
Из четырех упомянутых самым, пожалуй, сенсационным можно назвать законопроект, внесенный в парламент Александром Лукашенко в июне прошлого года (над ним, к слову, успели поработать депутаты предыдущего созыва). Согласно этому пока еще сырому документу, с которым Naviny.by ознакомились, парламентарии по инициативе президента закладывают под бюджет своеобразную финансовую «бомбу» в виде возможных дополнительных расходов, которые наше государство ой как не любит нести.
В случае вступления сего закона в силу в Процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях (ПИКоАП) появится новая глава. А именно — «Возмещение вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс».
К месту заметить, подобные нормы есть в нашем законодательстве, которое регулирует уголовные и гражданские процессы. По административным же делам незаконно привлеченный гражданин по сию пору даже на простое «извините» рассчитывать не может. Так что если законопроект будет принят и получит силу закона в таком виде, как сейчас, то данная норма позволит компенсировать пострадавшему вред.
Как гласит одна из статей: «В случае признания действий и решений суда, органа, ведущего административный процесс, незаконными, физическое лицо имеет право на возмещение вреда жизни или здоровью, имущественного и морального вреда, восстановление нарушенных трудовых и иных личных неимущественных прав, а юридическое лицо — на возмещение имущественного вреда и восстановление деловой репутации».
В данном случае речь идет о возмещении расходов на услуги адвоката, уплаты госпошлины и прочих затрат, понесенных в связи с ведением административного процесса.
Что касается моральной стороны дела, то ПИКоАП обязует орган, ведущий административный процесс, «принести лицу официальные извинения за причиненный вред».
Необходимо понимать, что в Беларуси административных дел, мягко говоря, пруд пруди. В минувшем году, к примеру, только органами внутренних дел было вынесено 2 686 927 постановлений о наложении административных взысканий. Помимо МВД и судов в Беларуси еще два десятка органов уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях: от сельских исполкомов до КГБ. Особо на себя обращает внимание судебная статистика. «Свежих» данных, увы, в открытом доступе нет, но информацию к размышлению по итогам 2011 года можно найти на сайте Верховного суда.
Председатель Верховного суда Валентин Сукало, например, в статье под заголовком «Дорогой правосудия» выражает «серьезную обеспокоенность» в связи с продолжающимся ростом «числа граждан, привлеченных к административной ответственности». Только в судебном порядке в 2011 году привлекли к этому виду ответственности 441 701 человека. Из них, сообщает Сукало, необоснованно привлечено, а судами прекращены административные дела в отношении 46 750 человек.
Вот и считайте, сколько раз органы, «уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях», должны были извиниться за нанесенный моральный вред.
Народ в Беларуси живет простой, к адвокатам не приучен обращаться, но в теории, при условии будущего обновления ПИКоАП, примерно можно подсчитать и возможный материальный ущерб от незаконного привлечения гражданина к ответственности.
Бегать по судам — дело вообще хлопотное, это возможно только в рабочее время, так что здесь потери — сугубо индивидуальные. А вот что касается юридических услуг, то в Минске, например, часовая консультация стоит 300 тысяч рублей. Сопровождение адвокатом всего административного дела может влететь в копеечку. Если дело простенькое, без продолжения, то, как минимум, миллион за хлопоты защитника из кошелька вылетит. Сумма, конечно, гипотетическая, но если ее взять за основу и умножить на количество оправданных судами по административным делам в 2011 году, то государству надо было бы отдать из казны на возмещение материального вреда более 46 млрд. рублей.
Арифметика, конечно, спорная, но сегодня государство инициативой Александра Лукашенко и единогласным голосованием депутатов заявляет, что за проколы своих исполнителей оно готово расплачиваться. Думается, дело не в законах, а именно — в исполнителях. Достаточно вспомнить акции демократических сил и общественности, когда людей хватали на улице и беспочвенно обвиняли в мелком хулиганстве — якобы нецензурно выражались в общественных местах и слышали это только милиционеры, они же свидетели, а суды им верили и принимали соответствующие решения.
Готовы ли эти исполнители не фабриковать протоколы, не лжесвидетельствовать в судах? Вопросы, как кажется, риторические…
Комментарий специалиста
Михаил Пастухов,
доктор юридических наук,
профессор,
заслуженный юрист Республики Беларусь:
Предложение о внесении в административное процессуальное законодательство нормы, предусматривающей возмещение вреда незаконно привлеченным к административной ответственности гражданам, я поддерживаю. Это справедливая, хотя и запоздалая мера. До сих пор такие лица не получали никакой компенсации, даже простого извинения. А ведь многим из них приходилось испытать на своей шкуре силу милицейских дубинок и ботинок, заточение в милицейском «обезьяннике», а то и отсидеть сутки.
По информации председателя Верховного суда Сукало, ежегодно суды прекращают административное преследование в отношении более чем 40 тысяч человек. Большинство из них имеют право на компенсацию вреда, во всяком случае, морального — за причиненные унижения и страдания.
Теперь предлагается узаконить это право. Похвально. Но главное состоит в том, в каком порядке и как будет решаться вопрос о компенсации вреда указанных лиц. Если следовать нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь (ст. 938), то вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и управления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы.
Как показывает практика, государство в лице его органов, в том числе финансовых, всеми силами противится выплате незапланированных сумм. Гражданам, незаконно привлеченным к уголовной ответственности, приходится годами выбивать компенсацию потерь от применения мер уголовной репрессии.
Еще сложнее решается вопрос о компенсации морального вреда, размеры которого определяет сам пострадавший. Правда, окончательное решение по этому вопросу принимается судом «…в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда…» (ч. 2 ст. 970 Гражданского кодекса).
В этой связи можно заранее предположить, что в случае прекращения дел об административных правонарушениях будут выплачиваться мизерные суммы, которых хватит разве что на выпивку по поводу восстановления «справедливости».
Следует отметить, что принятие нормы о возмещении вреда в отношении лиц, незаконно привлеченных к административной ответственности, недостаточно для того, чтобы обеспечить должным образом защиту прав граждан в административном судопроизводстве. Проблему надо решать комплексно, подвергнув ревизии все действующее законодательство об административных правонарушениях и об административном процессе.
На мой взгляд, первым шагом на этом пути может стать создание специализированных судов по делам об административных правонарушениях и административным спорам, а также сокращение перечня административных правонарушений и смягчение санкций за их совершение.
Виктор ФЕДОРОВИЧ