Принцесса с меццо-сопрано
Заслуженная артистка Беларуси Оксана ВОЛКОВА рассказала о детских мечтах, о том, можно ли совмещать оперную сцену и домашнее хозяйство, и о ролях, которые импонируют ее характеру
Имя этой певицы известно не только поклонникам оперы. Конечно, оперное искусство элитарно, но прима белорусской оперной сцены старается быть близкой народу. Инициирует новаторские проекты, совмещает оперную манеру исполнения со стилем модерн и в отличие от многих своих коллег серьезно относится к самопрезентации во всемирной сети. Но что ни говори, самый лучший пиар для певицы — ее творчество. Обладательница лирического меццо-сопрано исполняет ведущие партии не только на сцене родного театра, но и в Большом театре в Москве, в Опере Ниццы, театрах “Массимо” в Палермо и “Сан Карло” в Неаполе. Не так давно певица дебютировала на сцене нью-йоркской “Метрополитен-опера” впервые в истории белорусского театра. Несмотря на частые выступления за рубежом, белорусского зрителя певица без внимания не оставляет и 2 апреля приглашает на премьерный показ второй редакции оперы “Седая легенда”, созданной более тридцати лет назад корифеями белорусского искусства Дмитрием Смольским и Владимиром Короткевичем. А затем ее ждут в театре “Колон” в Буэнос-Айресе, где она будет петь в “Кармен”. Об этом и многом другом говорим с Оксаной за кулисами Большого театра.
Гранатовый браслет
— Вы в детстве мечтали стать певицей?
— Признаюсь, в детстве не задумывалась о том, кем быть. Мама мне с детства внушала, что я должна получить хорошее образование, чтобы иметь какой-то выбор в будущем. Поэтому меня всегда ругали за плохие отметки. Отставать от одноклассников не могла, потому что была убеждена, что должна быть лучшей. И очень стремилась к этому. И вот мамины заветы исполняются. Они мне помогают и сейчас, когда приходится изучать много материала на иностранных языках.
— Какая картинка из детства вам запомнилась больше всего?
— У меня было нормальное советское детство. Помню, как уже со второго класса сама ездила на троллейбусе в школу. Никто не боялся меня одну отпускать. У нас с друзьями любимым занятием было что-нибудь искать под балконами домов. У меня до сих пор хранится камень, видимо, из какого-то ювелирного украшения, найденный на земле у жилого дома. Большой такой красный камень, вроде граната. Он был для меня настоящим сокровищем. А еще как-то нашла под балконом монгольскую монету. Это был просто восторг! В детстве у нас с сестрой Мариной было множество секретиков. Еще помню, сшили из простыней платья и объявили себя принцессами двора.
Слагаемые успеха
— Вы производите впечатление целеустремленного, организованного человека. Это на самом деле так?
— Совершенно не так. Если меня не поставят в жесткие рамки, сама себя в них не поставлю. У меня творческий беспорядок в голове.
— Что, на ваш взгляд, нужно для того, чтобы достичь успеха на оперном поприще?
— Важно правильно оценивать свои вокальные возможности и подбирать репертуар. Как только ты себя возомнишь этакой величиной, дескать, смотрите на меня снизу вверх, сразу встанет вопрос: а дальше-то что? Мой педагог Дмитрий Вдовин напоминает мне о том, что нельзя довольствоваться тем уровнем, которого удалось достичь, и приводит в качестве примера Анну Нетребко, Дмитрия Хворостовского, которые, несмотря на покоренные высоты в профессии, все время ставят новые цели, участвуют в новых и новых проектах...
Самая главная в жизни роль
— Вы серьезно подходите к саморекламе в интернете. У вас есть персональный сайт, что уже выделяет вас среди множества других оперных исполнителей...
— Сайт сделал мне муж. Это был его подарок на какой-то из праздников. Хороший друг детства Дмитрий Азончик создал дизайн, которым сейчас многие восхищаются. Но вот наполнение, за которое должна отвечать я, честно признаться, отстает по качеству и оперативности. Так что над этим мне еще предстоит поработать.
— Да. И считаю, что с отрицанием своего, родного, которое замечаю среди некоторых белорусов, надо бороться. Если ты работаешь в полную силу и, казалось бы, уже заслуживаешь признания, приходит оно зачастую тогда, когда снискал успех за рубежом. Тогда уж точно скажут: “О! Так это же здорово!” Хотелось бы, чтобы уровень самосознания и гордости за самих себя у нас был выше. |
— Ваши родители и дети тоже помогают в вашей карьере?
— Дети у меня еще маленькие. Дочке Ренате — восемь, сыну Арсену — четыре. Поэтому я стараюсь “не вмешивать” их в мою работу. Родители мне помогают тем, что, когда уезжаю за границу, берут воспитание детей на себя.
— Совмещать роли жены, матери, хозяйки и оперной певицы — это реально? Неужели вы сами вытираете в своем доме пыль и моете полы?
— Естественно, придя домой после спектакля в половине двенадцатого ночи, заниматься домашними делами не стану, но утром встаю рано, чтобы собрать детей в школу, садик. Генеральную уборку по выходным делает моя помощница, а все остальное время — я.
— Галина Вишневская всегда советовала ученикам держать себя в хорошей физической форме. Как вам удается поддерживать себя в форме?
— То, что оперный певец — обязательно человек в теле, это миф. Стройность фигуры никак не зависит от развитой диафрагмы певца. Мы обычные люди. Кто-то склонен к полноте, кто-то нет. Я, к примеру, люблю вкусненькое покушать. Мороженое ем, семечки люблю пощелкать и в газировке себе не отказываю. Потом смотрю в зеркало и понимаю, что нужно брать себя в руки. Начинаю пить больше воды, кручу обруч, сажусь на диету. А потом думаю: что ж это за жизнь такая? Ни сладенького, ни вкусненького и не на ночь.
Любкина душа
— В силу вашего яркого темперамента в жизни вам и на сцене достаются характерные, непростые роли. Какая из них вам наиболее близка?
— На самом деле дочь царя Кощея гораздо приятнее играть, чем, к примеру, Принцессу на горошине. Очень хотела получить роль Любки в спектакле “Седая легенда”. Мне нравится этот музыкальный материал. И спектакль хороший получился, на мой взгляд. Всех желающих убедиться в этом приглашаю в Большой театр на премьеру 2 апреля.
— Многие поклонники, понимая, что вас могут сегодня переманить престижные мировые оперные площадки, боятся, что страна потеряет золотой голос...
— Сегодня у меня нет планов поменять место жительства. Я себя плохо чувствую за рубежом. Мне нравится ощущение родного дома. Здесь мои друзья, родители. Этим ощущением я дорожу. Да и мне так нравится наш театр! Ходить по его коридорам, согреваться чашкой чая в кафе. Наши гости, которые приезжают в Беларусь на Рождественский, Молодежный форумы, приходят в восторг от нашего Большого театра! И я этим очень горжусь!
— Какой уголок в театре у вас самый любимый?
— Конечно, буфет! (смеется.). А еще две крайние ложи. У меня всегда там был свой уголок.
5 любопытных фактов из жизни Оксаны ВОЛКОВОЙ
|