Долгая дорога к планке

Источник материала:  

Установленные на ЦТ минимальные баллы пойдут на пользу по крайней мере двум категориям абитуриентов: тем, чье поступление могла спасти только демографическая яма, и тем, кто привык сам себе устанавливать планки достижений

Министерство образования предприняло решительные меры для отсева слабых абитуриентов. Абитуриентам-2013, чтобы иметь право отнести документы в приемную комиссию вуза, придется набрать на ЦТ не менее 10 баллов по русскому и белорусскому языку, 15 баллов по математике, физике, химии, биологии, 20 баллов  по истории Беларуси, Всемирной истории новейшего времени, обществоведению, географии, иностранным языкам.

— По нашим расчетам, около 30 процентов абитуриентов не дотянут до нижнего значения, — сказал министр образования Сергей Маскевич. По его словам, международный опыт требует еще более жесткого отсева: только около 40 процентов выпускников школ способны осваивать университетские программы.

В 2008 году планку уже устанавливали — на уровне 20 баллов по всем предметам. Но по мере того как становились известны результаты ЦТ-2008, на головах родителей и руководителей системы образования шевелились волосы. Потому что по русскому языку 37 процентов абитуриентов не дотянули до минимального балла, а по естественно-научным предметам в аутсайдеры попали больше половины участников. Во избежание срыва абитуриентской кампании организаторам пришлось спешно менять условия.

Поэтому в 2008 году у каждого предмета ЦТ была своя планка. А в 2009-м, когда ЦТ сдавали первые “штрих”-выпускники, планки исчезли вовсе. Вплоть до минувшего лета студентом вуза можно было стать с любым результатом в сертификате. И даже введенный прошлым летом 7-балльный барьер не оградил бюджетные места от молодых людей с 90 баллами из 400 возможных.

Почему именно 30 процентов абитуриентов, по мнению министра, должны отсеяться на подступах к студенческой скамье?

За прошлый учебный год из вузов всех форм собственности было отчислено 19 тысяч студентов. В основном первокурсники. Как правило, за неуспеваемость. А сколько их однокашников вытянули сессию “на одном крыле” и доброте преподавателей?

19 тысяч — это почти каждый четвертый первокурсник, ведь общее количество зачисленных в вузы в 2012 году составило 81 тысячу человек. Судьба так недолго посидевших на студенческой скамье людей статистикой не изучена. Известно лишь, что студенты-неудачники имеют право начать учебу в учреждениях профессионально-технического образования своего профиля, но пользоваться этим правом почему-то не хотят.

Директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов обычно уклоняется от ответов на журналистские вопросы о среднем балле участников ЦТ.

— Это как средняя температура по больнице, — пресекает он попытки сравнить результаты разных лет . — Даже если в среднем она 37 градусов, то у кого-то может зашкалить, а у кого-то — не дотянуть до нижней границы нормы.

Некоторые размещенные в открытом доступе сведения дают возможность сравнить результаты участников ЦТ последних лет. И убедиться, что при резком увеличении количества “температурящих” средние показатели по больнице почему-то ползут вниз.

2010 год. Средние баллы централизованного тестирования на уровне 2008 года, сообщает директор РИКЗа на пресс-конференции. (В 2009 году задания были облегчены под сокращенную программу “штрихов”.)

Специалисты РИКЗа подтверждают слова директора цифрами: средний балл по белорусскому языку — 31,37, по русскому — 31,27, математике — 21,76, физике — 18,1... Два последующих года эти невысокие результаты повторяются.

На сайте РИКЗа можно найти графики, иллюстрирующие результаты участников ЦТ в 2005 и 2006 году. При их изучении кажется, что шесть-семь лет назад тесты сдавали совсем другие абитуриенты: средние баллы по всем предметам заметно выше. В 2006, например, девушки — участницы ЦТ математику сдали на 26,54, а юноши — на 26,14; по физике у девушек 30,41, а у юношей 30,1... То есть по математике отрыв от абитуриентов нашего времени примерно в пять баллов, по физике — в десять!

Порадовавшись за умных девушек-2006, можно проанализировать таблицу, объясняющую причины резкого снижения абитуриентского IQ. В ней выведена закономерность между количеством баллов на ЦТ и уровнем изучения предмета в школе. И она проста: абитуриенты, изучавшие предмет на повышенном или углубленном уровне (ученики профильных классов, лицеев и гимназий), сдавали ЦТ на 10—20 баллов лучше, чем выпускники, изучавшие эти предметы на базовом уровне.

Факультативы не смогли дать ученикам того уровня знаний, который они могли бы получить в профильном классе.

Думается, причина не только в дополнительных часах на профильные предметы. Несколько лет назад, выбирая профиль, каждый выпускник базовой школы вынужден был задуматься о дальнейшем профессиональном пути. И сделать выбор задолго до начала абитуриентской кампании.

Я не знаю, подвигнет ли девятиклассников к осознанному выбору национальный экзамен после базовой школы, о необходимости которого говорят в Министерстве образования. Понятно, что привыкшей жаловаться на “трудные тесты” и “тяжелую университетскую программу” общественности мера эта покажется непопулярной.

Но как минимум две категории молодых людей от нее выиграют — те, чье поступление в десятый класс могла спасти только демографическая яма, и те, кто привык сам себе устанавливать планки достижений...

←Весна на Полесье

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика