Радость обладания
Чтобы развивать институт собственности в Беларуси, надо совершенствовать не столько нормативную базу, сколько практику ее применения
К такому выводу пришли участники круглого стола, организованного РОО «БНПА» с целью разработать предложения и обсудить вопросы защиты прав собственности и корпоративные отношения. Эти темы сегодня на слуху. Понятно, что не вложит предприниматель свои кровные в бизнес, не будучи уверенным в том, что его инвестициям обеспечена защита. Сложно рассчитывать и на развитие фондового рынка в ситуации, когда акционеры не могут влиять на управление предприятием и получать ощутимые дивиденды.
Это чье?
Похоже, дискуссии по поводу того, какая собственность эффективнее — государственная или частная, сегодня уже не звучат так остро. Практика показала, что результаты деятельности далеко не всегда зависят от формы собственности. Например, по итогам прошлого года, как подсчитал Белстат, в стране были убыточными 4,8 % всех организаций. Между тем среди предприятий малого бизнеса в «минус» уходят более 20 %. И дело не в том, что они менее эффективны, просто уровень прибыли для некоторых собственников далеко не самый ключевой показатель. Эксперты объясняют: мы унаследовали от социализма такую «болезнь», как хронически низкая капитализация всего общества, поэтому частники стараются работать на себя, чтобы вернуть недополученное предыдущими поколениями.
У акционеров белорусских предприятий такой возможности фактически нет. По оценкам, только половина всех акционерных обществ выплачивает дивиденды, да и то в очень скромном объеме. В чем причина? «В реальности право на часть прибыли смягчается или даже ликвидируется тем, что предприятию зачастую невыгодно быть прибыльным — это влечет дополнительное налогообложение, — объясняет член совета РОО «БНПА» Леонид Фридкин. — Кроме того, государство изымает часть прибыли в бесспорном порядке, поэтому государственные акции являются в своем роде привилегированными». О возможности для миноритарных акционеров (владельцев небольших пакетов акций) влиять на управление предприятием тоже можно говорить с большой натяжкой. «Никто не станет приобретать активы, если они не дают ему никаких прав», — подытоживает Леонид Фридкин.
Дай совет
Отдельный разговор — о системе корпоративного управления, которая сложилась на белорусских предприятиях. Этот инструмент, который призван увязать интересы собственника и наемных менеджеров, сегодня практически не задействован. В международной практике корпоративное управление обеспечивают советы директоров или наблюдательные советы, при этом главный принцип — независимость большинства их членов. Это грамотные управленцы, способные и добрый совет дать, если потребуется, и проконтролировать ход бизнес-процессов. В Беларуси в советы директоров чаще всего входят сотрудники предприятия. Почему же этот эффективный инструмент не применяется? Международные эксперты, в частности МВФ, склонны объяснять это банальной недооценкой. Между тем качество корпоративного управления — это то преимущество, за которое инвесторы готовы еще и приплачивать. Соответственно, такой бизнес ценится гораздо выше.
Несите ваши денежки
Сегодня собственность формируется в двух основных секторах — реальном и банковском, обратил внимание профессор Института непрерывного образования БГУ Георгий Гриц. При этом специфика нашей экономики такова, что основная доля в формировании ВВП приходится именно на реальный сектор. По этому показателю Беларусь уверенно обходит большинство европейских государств. А что с инвестициями? Эти потоки гораздо увереннее направляются в банковский сектор. Между тем в финансах сегодня остро нуждается реальный сектор, перед которым стоят две ключевые проблемы: создание новых рабочих мест и рост производительности.
Если говорить о первой, то здесь имеются в виду прежде всего те рабочие места, которые обеспечат выпуск инновационной продукции. По расчетам немецких экспертов, на создание одного такого места необходимы вложения в размере € 48 тыс. Согласно госпрограмме развития промышленного комплекса, в Беларуси до 2020 года планируется создать 400 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, что потребует, соответственно, около € 20 млрд. инвестиций. Что касается производительности, то этот показатель в Беларуси значительно уступает европейскому уровню. «Это говорит о том, что только покупкой современных станков вряд ли обойдешься, — считает Георгий Гриц. — Надо менять в целом систему организации производств».
Где взять необходимые финансовые ресурсы? Эксперт предлагает посмотреть на структуру депозитов в коммерческих банках. Так, на 1 февраля текущего года на рублевых счетах лежало около Br 51,7 трлн., из которых Br 24,6 трлн. принадлежат физическим лицам, Br 27,1 трлн. — юридическим. В целом это около $ 6 млрд. в эквиваленте. Валютные депозиты на эту же дату достигли $ 10,6 млрд., из которых $ 6,4 млрд. — физических лиц, $ 4,2 млрд. — юридических. «Вроде деньги есть, но ведь банки не строят заводы, не выпускают автомобили, — заметил экономист. — Наверное, в реальном секторе надо создавать условия, сопоставимые по доходности с банковскими».
То, что под рукою
Красной нитью через всю дискуссию прошла мысль о том, что прежде чем инициировать новые законодательные акты, надо задействовать те, которые уже приняты. Эту точку зрения поддержал и руководитель проекта ПРООН «Содействие правительству Беларуси в процессе вступления в ВТО через усиление экспертного и институционального потенциала» Алексей Ванин. Он заметил, что в рамках проекта в течение последних двух лет велись исследования белорусского законодательства на предмет его соответствия требованиям ВТО. «Международные консультанты делают вывод, что набор нормативных актов у нас достаточен для регулирования отношений собственности и корпоративных отношений», — подчеркнул Алексей Ванин.
Чего в таком случае не хватает? В этом вопросе эксперты практически единодушны: нужно организовать процесс и улучшить практику применения законодательства в этой сфере. «В контексте глобального процесса вопрос будет не столько в том, есть ли у собственника права или нет. А в том, сколько будет стоить собственность здесь, в республике, — обозначает перспективы руководитель проекта ПРООН. — А это напрямую зависит от того, какую стратегию государство выбирает для игры на глобальных рынках». Как показывает опыт, успех встраивания национальных экономик в мировую основывается на одной схеме — создании крупных экспортных холдингов, производстве дешевой продукции за счет снижения стоимости труда и массированном продвижении ее на рынки. «Мы можем обсуждать собственность на разных уровнях — мелкого, крупного предпринимательства, глобальных игроков. На самом деле есть смысл обсуждать вопрос, как белорусским субъектам хозяйствования с помощью государства становиться глобальными игроками», — заметил Алексей Ванин.
На снимке: во время проведения круглого стола.