«Аграрии в Венесуэле почувствовали вкус перемен»
— В Венесуэле мне приходилось бывать трижды, — вспоминал Василий Константинович. — Прекрасная страна, несколько таинственная и загадочная для нас, европейцев. Там особый климат, другой ландшафт. Венесуэльцы — приветливые люди, им интересно все, что мы предлагаем. Прежде всего это касается простых, небогатых граждан, на которых и опирался в своей политике покойный Чавес.
— Вы имеете в виду наши предложения по поставкам в Венесуэлу молочной продукции?
— Не только. Поставки молочной продукции были как бы первым этапом в наших отношениях в аграрной сфере. Уго Чавес неоднократно бывал в Беларуси, видел наши ухоженные поля, красивые агрогородки, поэтому высказал желание создать с нашей помощью что-то подобное на своей родине.
С этой целью я и Леонид Маринич в составе белорусских делегаций посещали различные провинции страны, знакомились с системой венесуэльского земледелия, ведения сельхозпроизводства. Много, конечно, различий между тем, что мы имеем у себя, и тем, что исторически сложилось в системе землепользования Венесуэлы. Здесь одного желания объединить обе системы недостаточно. Нужны прежде всего научно обоснованные подходы. Поэтому к своей работе наша сторона постепенно, по мере необходимости, привлекала ученых НАН Беларуси. Правда, пока все это было, так сказать, в зачаточном состоянии.
— Что вас особенно впечатлило в Венесуэле?
— Вообще, впечатлений много, но одно из главных — это венесуэльская земля: тяжелый суглинок, краснозёмы. На такой земле достичь высоких урожаев непросто, нужен специальный уход, в том числе широкомасштабная рекультивация. Свои предложения мы подробно изложили венесуэльским аграриям.
Кроме советов и пожеланий, оказывалась и практическая помощь. В прошлом году по белорусским технологиям с учетом особенностей венесуэльского климата там было посеяно 300 гектаров кукурузы.
В нынешнем году посевные площади планировалось расширить до 1900 гектаров. Предполагалось сеять не только кукурузу, но и сорго, подсолнечник, другие культуры.
— Неужели в Венесуэле до нас ничего этого не сеяли?
— Сеять-то, конечно, сеяли, но не в промышленных масштабах. Этим в основном занимались местные крестьяне на своих небольших участках земли. Чавес дал им возможность вести сельхозпроизводство в широких промышленных масштабах. Люди почувствовали вкус новой жизни, и вот теперь неизвестно, как все сложится...
— Но ведение земледелия в промышленных масштабах предполагает и соответствующую материальную базу под него...
— Конечно. Поэтому с помощью белорусской стороны там ведется строительство первого агрогородка, в составе которого, кроме 180 домов, мехдвор с мастерскими для обслуживания нашей техники. Для посева предназначены и семена белорусской селекции. Все делается в комплексе. Мы последовательно выполняем все договоренности с венесуэльской стороной.
— Как думаете, Василий Константинович, после кончины Уго Чавеса наши контакты продолжатся?
— Минсельхозпрод, со своей стороны, готов к продолжению контактов с венесуэльскими аграриями.
Мы связались также с начальником главка внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Василием ПРУДНИКОВЫМ и попросили его прокомментировать вопрос о поставках в Венесуэлу молочной продукции.
— Беларусь туда поставляла в основном сухое цельное молоко, — сообщил Василий Антонович. — За 2009—2012 годы его было экспортировано 33 тысячи тонн.
Помимо этого, в прошлом году начата реализация контракта на поставку 700 тонн масла животного, осуществлена поставка первых 180 тонн этой продукции. До недавнего времени велась работа по продлению заключенных договоров на 2013 год для обеспечения постоянного присутствия на венесуэльском рынке.
По сути, поставки в Венесуэлу белорусских молочных продуктов были самыми крупными, кроме традиционного экспорта в Россию и страны СНГ.
Олег ШВЕДОВ, «БН»
Фото из архива БЕЛТА