Кому нужны детские сады с гибким графиком
28.02.2013 08:26
—
Новости Общества
Кому нужны детские сады с гибким графиком
Если вы зададите вопрос "зачем нужен детский сад?" спасателям, то, понятное дело, услышите не наивный ответ "в игрушки играть", а профессиональный, жесткий. Чтобы вас, мол, дорогие мамы и папы, пока вы на работе, от беды уберечь. Чтобы малыши не оставались без присмотра. Но есть проблема. Где–то строительство дошкольных учреждений не поспевает за демографическим ростом. Где–то, наоборот, их впору перепрофилировать под социальные койки. Где–то графики родителей и воспитателей не совпадают. И что делать, когда нет вариантов? А вдруг пожар? Значит, если родителям не с кем оставить ребенка, нужно предложить им альтернативу. Корреспонденты "СБ" навестили пока еще необычные, но очень актуальные для нашей страны детские сады.
Пока большинство воспитанников борисовских яслей–сада № 11 по вечерам с мамой или папой за ручку спешат домой, 18 малышей, бывает, следуют в обратном направлении. Им не привыкать ночевать вместе с воспитательницей, когда родители пекут хлеб на хлебозаводе, стоят у станка в третью смену на заводе медицинских препаратов или задерживаются допоздна на своих рабочих местах в открывшихся торговых центрах...
— Есть у нас в группе и девочка, семья которой находится в социально опасном положении. Там погибла мама. Папе справляться с хозяйством тяжело. Поэтому малышка, как правило, с понедельника по пятницу проводит время в детском саду, — приводит пример заведующая Людмила Сацукевич.
На круглосуточные детские сады спрос есть. Предложение — тоже. По словам заместителя начальника отдела образования Борисовского райисполкома Татьяны Прокопенковой, "в третью смену" работают четыре сада.
— Три — в разных концах Борисова. Еще один — в деревне Ганцевичи. Там другая проблема. Детей туда мы возим. Но населенные пункты, закрепленные за этим детским садом, слишком разбросаны. Отправлять на ночь детишек по таким отдаленным деревням просто нет смысла. Рассматриваем возможность и воспитания детей на дому. На платной основе можем организовывать гувернерские услуги.
Однако таких запросов, утверждают в отделе образования, пока особо и нет. Родители, как правило, договариваются со своими руководителями, чтобы работать в разные смены. Хотя не всегда.
— В области мы выявили 27 семей, графики работы родителей в которых совпадали. Почти всем подобрали приемлемые варианты: за кем–то присмотрят бабушки, другие родственники, соседи. В некоторых случаях написали письмо работодателям о смене графиков, — вводит в курс дела главный специалист отдела социально–воспитательной работы управления образования Минского облисполкома Ольга Глинская.
— В этом населенном пункте работает пищевой комбинат. Родители заняты. Зачем создавать им лишние проблемы? Хотя неподалеку, в четырех километрах, есть два сада с хорошей инфраструктурой — в Заболотье и Зембине. К ним был бы организован подвоз...
Детки играют на ковре в дочки–матери, возят коляски с пупсами. А я ловлю себя на мысли, что нахожусь в обычной многодетной семье. В принципе, не ошибаюсь. Заведующая Маиса Лазерко подтверждает: в самом деле, почти все дети хоть дальние, но родственники.
— В чем преимущество таких садов? Детей мало, поэтому есть возможность установить гибкий режим работы. Подстроиться под графики родителей. Вот, скажем, в апреле начнется посевная. А значит, по просьбе мам и пап — а все они в основном мои воспитанники — я буду приходить на работу и в шесть утра, и по выходным... Образовательная программа, по которой мы работаем, точно такая же, как и в большинстве других садиков страны. Но ведь группа у нас разновозрастная. Младшему — 2,5 года, старшему — шесть. Малыши развиваются быстрее, потому что они воспринимают материал, который им еще вроде бы не положен.
— Нынче в области уже десять таких садов, хотя в сентябре было лишь три, и семь семейных групп, — резюмируют в управлении образования Минского облисполкома.
— Можно всячески заниматься и помогать ребенку, но если он вечером придет в семью, где нет денег, родители не работают, пьют, ругаются, все будет без толку. На втором этаже в нашем здании работает приют. Там живут на время отобранные у родителей детки. Расстояние между двумя приютами — всего два лестничных пролета. И пройти их можно очень быстро. Нам же нужно сделать так, чтобы родители не смогли преодолеть даже одну ступеньку наверх.
Реабилитацию здесь прошли уже более пятидесяти мальчишек и девчонок. Мы переходили из кабинета в кабинет и видели абсолютно беззаботных, улыбающихся детей, занимающихся тем, чем и должны на досуге заниматься школьники: они вышивали, рисовали, делали уроки... Вот что рассказала девочка — по просьбе руководства центра назовем ее Варварой:
— Мне нравится, я здесь нашла новых друзей. У нас много увлекательных экскурсий. Вы вот были на заводе ""Кока–Колы"? А я была! А по вечерам и выходным мы дома.
Варварино благополучие — мнимое. В соседнем кабинете разворачиваются совсем не детские страсти. Миловидная блондинка, которая здорово начинает нервничать при виде диктофона и фотоаппарата, общается со специалистами...
— У нее очень плохое материальное положение. Типичный пример женщины, которая не может найти себе место в жизни. Встречалась с мужчиной, который над ней издевался... Но Варя уже один раз была в приюте. И как только мама снова услышала это слово, взялась за ум, устроилась работать в детский сад няней. Теперь нужно посмотреть, как она будет работать.
Но не только плохое материальное положение, алкоголь и тунеядство — поводы для пристального контроля за семьей.
— Некоторым детям, пока семья решает какие–то свои проблемы, просто нужен присмотр. Одним родителям надо неделю подлечиться. Есть мама, которая сейчас решает вопрос со вступлением в наследство... — вспоминает Людмила Музыченко.
В управлении образования Минского облисполкома считают: этот проект уже доказал свою нужность. А значит, в ближайшее время его запустят в других пяти районах области.
За последнее время не раз доводилось слышать: мы слишком увлеклись работой с неблагополучными семьями и позабыли о том, что и у внешне благополучных бывают трудности. Следует взвешенно и грамотно расставлять акценты. И подобные шаги в образовательной сфере — очень важные. Может быть, и другим пора перестать действовать по шаблону?
5 дней в неделю, 24 часа в сутки
У милиции, спасателей, педагогов — в общем, всех тех, кто по долгу службы не должен быть равнодушным к "внутренней семейной кухне", — есть понятие: семья, находящаяся в социально опасном положении. Пожалуй, этот термин вполне можно применить и к нескольким крупным, близким к областным центрам районам. В частности, к Борисовскому. С начала года в огне здесь погибли два ребенка... Местные власти от проблемы не открещиваются и пытаются ее решить. Неудивительно, что многие новации, которые хоть как–то могут помочь, в том числе и в сфере образования, обкатывают именно здесь.Пока большинство воспитанников борисовских яслей–сада № 11 по вечерам с мамой или папой за ручку спешат домой, 18 малышей, бывает, следуют в обратном направлении. Им не привыкать ночевать вместе с воспитательницей, когда родители пекут хлеб на хлебозаводе, стоят у станка в третью смену на заводе медицинских препаратов или задерживаются допоздна на своих рабочих местах в открывшихся торговых центрах...
— Есть у нас в группе и девочка, семья которой находится в социально опасном положении. Там погибла мама. Папе справляться с хозяйством тяжело. Поэтому малышка, как правило, с понедельника по пятницу проводит время в детском саду, — приводит пример заведующая Людмила Сацукевич.
На круглосуточные детские сады спрос есть. Предложение — тоже. По словам заместителя начальника отдела образования Борисовского райисполкома Татьяны Прокопенковой, "в третью смену" работают четыре сада.
— Три — в разных концах Борисова. Еще один — в деревне Ганцевичи. Там другая проблема. Детей туда мы возим. Но населенные пункты, закрепленные за этим детским садом, слишком разбросаны. Отправлять на ночь детишек по таким отдаленным деревням просто нет смысла. Рассматриваем возможность и воспитания детей на дому. На платной основе можем организовывать гувернерские услуги.
Однако таких запросов, утверждают в отделе образования, пока особо и нет. Родители, как правило, договариваются со своими руководителями, чтобы работать в разные смены. Хотя не всегда.
— В области мы выявили 27 семей, графики работы родителей в которых совпадали. Почти всем подобрали приемлемые варианты: за кем–то присмотрят бабушки, другие родственники, соседи. В некоторых случаях написали письмо работодателям о смене графиков, — вводит в курс дела главный специалист отдела социально–воспитательной работы управления образования Минского облисполкома Ольга Глинская.
Одной семьей
Деревня Веселово. Местный детский сад вполне могла постигнуть участь сотен других образовательных учреждений на селе. Еще совсем недавно там звенело детское многоголосие. А в начале 2013–го малышей осталось всего тринадцать. Закрыть нельзя оставить? Местные чиновники решили–таки поставить запятую после второго слова. А в вывеску добавили прилагательное "семейный". Логика, говорит Татьяна Прокопенкова, такова:— В этом населенном пункте работает пищевой комбинат. Родители заняты. Зачем создавать им лишние проблемы? Хотя неподалеку, в четырех километрах, есть два сада с хорошей инфраструктурой — в Заболотье и Зембине. К ним был бы организован подвоз...
Детки играют на ковре в дочки–матери, возят коляски с пупсами. А я ловлю себя на мысли, что нахожусь в обычной многодетной семье. В принципе, не ошибаюсь. Заведующая Маиса Лазерко подтверждает: в самом деле, почти все дети хоть дальние, но родственники.
— В чем преимущество таких садов? Детей мало, поэтому есть возможность установить гибкий режим работы. Подстроиться под графики родителей. Вот, скажем, в апреле начнется посевная. А значит, по просьбе мам и пап — а все они в основном мои воспитанники — я буду приходить на работу и в шесть утра, и по выходным... Образовательная программа, по которой мы работаем, точно такая же, как и в большинстве других садиков страны. Но ведь группа у нас разновозрастная. Младшему — 2,5 года, старшему — шесть. Малыши развиваются быстрее, потому что они воспринимают материал, который им еще вроде бы не положен.
— Нынче в области уже десять таких садов, хотя в сентябре было лишь три, и семь семейных групп, — резюмируют в управлении образования Минского облисполкома.
Этажом ниже приюта
Соседний Жодино. Здесь для детей из "зоны риска" два года назад на базе социально–педагогического центра открыли дневной приют. Пока единственный, между прочим, в стране! Именно сюда ребятишки приходят до или после уроков. А на ночь возвращаются домой. Школьникам центр скорее бы напомнил привычную с младших классов продленку. Но только на первый взгляд. Директор Людмила Музыченко акценты расставляет немного по–другому. Главная задача, говорит она, работать с семьей в целом:— Можно всячески заниматься и помогать ребенку, но если он вечером придет в семью, где нет денег, родители не работают, пьют, ругаются, все будет без толку. На втором этаже в нашем здании работает приют. Там живут на время отобранные у родителей детки. Расстояние между двумя приютами — всего два лестничных пролета. И пройти их можно очень быстро. Нам же нужно сделать так, чтобы родители не смогли преодолеть даже одну ступеньку наверх.
Реабилитацию здесь прошли уже более пятидесяти мальчишек и девчонок. Мы переходили из кабинета в кабинет и видели абсолютно беззаботных, улыбающихся детей, занимающихся тем, чем и должны на досуге заниматься школьники: они вышивали, рисовали, делали уроки... Вот что рассказала девочка — по просьбе руководства центра назовем ее Варварой:
— Мне нравится, я здесь нашла новых друзей. У нас много увлекательных экскурсий. Вы вот были на заводе ""Кока–Колы"? А я была! А по вечерам и выходным мы дома.
Варварино благополучие — мнимое. В соседнем кабинете разворачиваются совсем не детские страсти. Миловидная блондинка, которая здорово начинает нервничать при виде диктофона и фотоаппарата, общается со специалистами...
— У нее очень плохое материальное положение. Типичный пример женщины, которая не может найти себе место в жизни. Встречалась с мужчиной, который над ней издевался... Но Варя уже один раз была в приюте. И как только мама снова услышала это слово, взялась за ум, устроилась работать в детский сад няней. Теперь нужно посмотреть, как она будет работать.
Но не только плохое материальное положение, алкоголь и тунеядство — поводы для пристального контроля за семьей.
— Некоторым детям, пока семья решает какие–то свои проблемы, просто нужен присмотр. Одним родителям надо неделю подлечиться. Есть мама, которая сейчас решает вопрос со вступлением в наследство... — вспоминает Людмила Музыченко.
В управлении образования Минского облисполкома считают: этот проект уже доказал свою нужность. А значит, в ближайшее время его запустят в других пяти районах области.
За последнее время не раз доводилось слышать: мы слишком увлеклись работой с неблагополучными семьями и позабыли о том, что и у внешне благополучных бывают трудности. Следует взвешенно и грамотно расставлять акценты. И подобные шаги в образовательной сфере — очень важные. Может быть, и другим пора перестать действовать по шаблону?