Супермаркет – еще не суперсбыт
Когда спешишь, это раздражает. Да и просто мешает. Как и толчея покупателей, проезжающие тележки с коробами, которых приходится сторониться, очереди к прилавкам и кассам, ценники, размещенные как попало и вносящие путаницу. Порой нереально найти, сколько стоит нужный товар. К примеру, стоит сок объемом 1,5 литра, а под ним указана цена за 1 литр. А может, все так и задумано?
Первый раз я попалась на ценовую удочку, покупая фрукты в недавно появившемся в нашем районе «Евроопте». Мелкие груши продавались на пару тысяч дешевле. Но когда, выйдя из магазина, заглянула в чек, то увидела, что посчитали их на кассе по той же цене, что и крупные, отборные. Возвращаться и добиваться справедливости не было времени.
Во второй раз неудачного шопинга вместо дешевой майки, о чем над сваленными в корзине трикотажными изделиями сообщала установленная табличка с большими цифрами, оказалась дорогая. Здесь я уже обратилась к администратору. «Смотрите, — показываю ей товар, — тот же артикул, размер, производитель. Почему же сумма, которую пробили на кассе, не соответствует ценнику?» — «Ох! Как же такое могло случиться? — вежливо попричитала торговый работник. — Разберемся». И тут я себя поймала на мысли, заметьте, очень здравой: а нужен ли мне вообще сей предмет гардероба? И от покупки отказалась. Чтобы получить деньги обратно, пришлось потратить еще десять минут.
А недавно столкнулась с обманом, за который, в случае проверки, торговому предприятию и вовсе грозит немалый штраф. На расфасованных кусочках ветчины значилась завышенная цена за килограмм этого продукта. За служебной дверью долго разбирались, но все же я решила дождаться. Мне вынесли его с пересчитанной суммой. Разумеется, меньшей, чем я могла бы заплатить. И хоть бы одно слово извинений! Подумаешь, пустяк какой-то. Издержки ритейла. Но приносящие, надо полагать, большому бизнесу приличный доход. Завлечь, охмурить, создать ажиотажный спрос. Это и есть современные технологии в торговле? Опыт, надо полагать, пришел к нам из России, где сетевики уже давно беззастенчиво пользуются такими методами.
В том же супермаркете, который, к сожалению, оказался у меня в шаговой доступности, ассортимент товаров одной группы — раз-два и обчелся. Скидка по дисконтной карточке — одно название. На 200 тысячах получается около трех тысяч рублей.
В Ассоциации розничных сетей уверены, что в Беларуси далеко не исчерпаны возможности для развития сетевой розничной торговли. В европейских странах на тысячу человек населения приходится тысяча квадратных метров торговых площадей. В Беларуси — 416 квадратов. Министерством торговли ставится задача на первом этапе довести эту цифру хотя бы до 600 квадратных метров. Может, тогда у покупателя появится выбор, и он сможет обходить стороной недобросовестных торговцев. Кстати, одно из значений слова «маркет» — сбыт. И очень хочется, чтобы в супермаркетах был налажен и суперсбыт.
Елена КЛИМОВИЧ, «БН»