В Беларусь за “папараць-кветкай”
Почему россияне везут из нашей страны матрешек?
Возвращаясь из дальних странствий, мы, как правило, привозим с собой памятный сувенир, который еще долго будет напоминать нам о культуре и быте живущего в той или иной стране народа. Чаще всего это небольшие рукотворные шедевры местных мастеров — глиняные статуэтки сказочных героев, посуда и текстиль с фольклорным орнаментом, бижутерия или частица экзотической природы в виде ракушки, камня. А что же увозят туристы из Беларуси?
В них — душа
— Самые частые посетители у нас — гости из Китая. Они наведываются к нам целыми делегациями. А недавно, например, обслуживали семью из Италии и туристов из Америки, — рассказала корреспонденту “НГ” начальник галерейно-выставочного отдела столичной Галереи национального декоративно-прикладного искусства Валентина Шавель. — Как правило, в качестве сувениров иностранные гости желают приобрести льняные изделия — ручники, скатерти, салфетки. Спросом пользуется грубый неокрашенный лен с оригинальной отделкой в виде ришелье или с вышитым белорусским орнаментом. Эти вещи ценятся за ручную работу, а значит, вложенную в них душу мастера.
Россияне, оказывается, любят покупать белорусских матрешек, несмотря на то, что такой сувенир считается исконно русским. Наши соседи сетуют при этом, что у них на родине все чаще можно встретить вместо деревянной пластиковую китайскую матрешку.
Сувениры: индустрия и... заработок
Бывая в командировках в больших и маленьких белорусских городах, из каждого привожу небольшой сувенир. Чаще всего это изделия мастеров гончарного дела. Так у меня собралась уже довольно интересная коллекция: глиняный колокольчик из Постав, панно с изображением Мирского и Несвижского замков, расписные чашки из Дудуток и многое другое. Но все это я, как правило, покупала непосредственно в исторических и культурных центрах или поблизости от них — на организованных там ярмарках или в киосках.
Сегодня турист, путешествующий по дорогам Беларуси, может рассчитывать на то, что приобретет в память о нашей стране приятную памятную вещицу в любом придорожном кафе или гостинице даже вдали от старинных замков и храмов.
Дело в том, что до конца минувшего года Министерство торговли обязало владельцев всех пунктов придорожного сервиса наладить продажу сувенирной продукции.
Киоск, где можно приобрести изделия народных промыслов, рекламные проспекты и открытки, не первый год работает при объекте придорожного сервиса “Меридиан” в Докшицком районе на трассе Минск — Витебск.
— Продажа сувениров — не только возможность представить иностранным гостям что-то оригинальное из нашей истории, культуры и быта, но и дополнительный заработок, — подчеркивает заместитель председателя Докшицкого райпо Татьяна Каляго. — Когда оформляли витрину киоска, и не предполагали, что поделки будут пользоваться столь высоким спросом. А сегодня видим, что туристы охотно раскупают салфетки и ручники Оршанского льнокомбината, посуду с символикой и гербом района. Через нас пролегает путь в Витебск на “Славянский базар”. Особым спросом во время проведения праздника пользуются майки, кепки и другие изделия с логотипом этого международного фестиваля.
По мнению Татьяны Николаевны, если к организации туризма подходить серьезно, то и индустрию сувенирной продукции надо активно развивать, особенно изделий народных промыслов.
|
Вкусные и душистые бренды
— Клюква, сало, зефир в шоколаде, сырки глазированные, — диктует мне по телефону список подруга, которая уже двадцать лет живет в Венгрии, когда я собираюсь к ней в гости. — Если получится, то прихвати еще сгущенку, ванильные сушки.
Таким “экспортом” вкусных белорусских “сувениров” занимаются не только те, кто навещает заграничных друзей, но и сами приезжие. Несколько лет назад в список вошла и белорусская косметика.
По словам продавца одного из столичных специализированных магазинов по продаже отечественной косметики, кремы, лосьоны, шампуни от белорусских производителей охотно раскупают туристы из России, Украины. Приходят, как правило, с длинным списком, закупая товар не только для себя, но и выполняя заказы друзей и родственников.
Конечно, сувениров в продаже в последнее время стало гораздо больше, а их ассортимент значительно разнообразнее, чем, скажем, даже десять лет назад, но все же хочется, чтобы они были не только доступнее по цене, но и колоритнее, оригинальнее. Почему бы, к примеру, в канун Рождества и Нового года помимо обычных кукол в традиционных костюмах не продавать “лялек” и в “калядных” нарядах, кукольного Зюзю, других героев белорусских сказок. Маловато в сувенирных лавках путеводителей по известным местам с указанием туристических маршрутов и расценок в гостиницах и ресторанах.
Кстати, слово “сувенир” в переводе с французского означает “воспоминание”, “память”. А значит, с каким настроением, впечатлениями и с каким сувенирным багажом гости покинут нашу страну, как раз и зависит, захотят ли они вернуться к нам еще и еще раз.
|