Родился сам – помоги другому!
Демографическая ситуация в Беларуси, наконец, начала улучшаться. Пусть пока и совсем неспешно. Вопрос только в том, насколько демографические желания и ожидания белорусских властей соответствуют реалиям XXI века. И реалиям постиндустриального хозяйственного уклада, когда экономическая успешность страны уже не зависит от простой численности «рабочей силы».
Утешительные цифры
28 января, посещая РНПЦ неврологии и нейрохирургии, Александр Лукашенко неожиданно заявил, что Беларусь уже практически вышла на уровень естественного прироста населения. И теперь, по словам президента, наша страна к 2015 году должна добиться естественного прироста населения.
На той же встрече министр здравоохранения Василий Жарко подчеркнул, что впервые за 20 лет наблюдается наименьшая убыль населения. По его словам, в прошлом году в Беларуси родилось на 6 тыс. человек больше, а умерло на 9 тыс. меньше. «Мы практически вышли на уровень, когда у нас начнется естественный прирост населения, – заметил глава государства. – До 2015 года кровь из носу надо выйти на естественный прирост, не считая внешней миграции».
Согласно данным, которые представил министр, за январь-ноябрь 2012 года рождаемость подросла до 12,2 на 1 тыс. населения – на 6% больше, чем за тот же период 2011 года. Младенческая смертность снизилась до 3,5 на тысячу родившихся – это более чем на 10% лучше, чем было в 2011-м. Общая смертность снизилась на 7,6% – до 13,3 случаев на 1 тыс. населения.
Причем белорусы стали реже умирать не только от болезней, но и от прочих причин. Как следствие, смертность трудоспособного населения снизилась почти на 18%. Естественная убыль населения уменьшилась в 2,6 раза с 2,9 на 1 тыс. жителей за январь-ноябрь 2011 года до 1,1 за тот же период 2012-го.
Интересно, что в тот же день – 28 января – Национальный статистический комитет также опубликовал сообщение «О демографической ситуации в январе-декабре 2012 года». И тоже констатировал, что в Беларуси продолжает улучшаться демографическая ситуация – несмотря на сокращение численности населения за прошлый год.
«Численность населения Республики Беларусь на 1 января 2013 года по предварительным данным составила 9.463,3 тыс. человек, что на 1,9 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2012 года», – констатировал Белстат. И сделал выводы: общая убыль населения в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась в 8,8 раза.
«В 2012 году в республике родилось 114.999 детей – на 5852 ребенка больше, чем в 2011 году, умерло – 126.146 человек, то есть на 8944 человека меньше. В 2012 году уровень младенческой смертности составил 3,4 человек на 1000 родившихся. Это самый низкий показатель среди стран СНГ», – подчеркивается в сообщении.
При этом, похоже, семейная жизнь белорусов не особо влияет на робкое улучшение национальной демографии. Как утверждает Белстат, в 2012-м, по сравнению с 2011 годом, количество свадеб в Беларуси уменьшилось на 12,1%, зато количество разводов выросло на 1,2%. В 2012 году на тысячу браков приходилось 512 разводов, в 2011 году – 445. На общую демографическую ситуацию в республике повлияла также миграция. «Миграционный прирост в 2012 году по сравнению с 2011-м снизился на 5,8% и составил 9328 человек. Положительное сальдо миграции уменьшило естественную убыль населения на 83,7% (в 2011 году – на 38,2%)», – сказано в сообщении Белстата.
Ценности XXI века
Еще более двух лет назад белорусский президент заявил, что Беларусь способна прокормить 30 млн человек населения. «У нас 10 млн населения, мы запросто могли бы прокормить 30 млн человек, 20 млн – точно», – заявил Лукашенко 1 октября 2010 года на пресс-конференции для российских журналистов.
Действительно, Беларусь с площади 207 тыс. кв. км кормит население 9.5 млн и еще экспортирует продукты. Для сравнения: Бангладеш, имея площадь 144тыс. кв. км, кормит население размером 142 миллиона человек. То есть, несмотря на разницу в климате, наша земля способна прокормить и намного больше, чем три десятка миллионов. Хотя вряд ли белорусы согласятся питаться так же, как бангладешцы.
Антропогенные нагрузки на ресурсы планеты уже сейчас очень велики. И тут неожиданно для себя Беларусь оказывается в выигрышной ситуации. Мировые экономисты уже давно констатировали: к середине XXI века самыми ценными ресурсами для человечества станут не нефть, уголь, железная и урановая руда, и даже не залежи редкоземельных металлов. Выше всего будут цениться свободное пространство, пахотная земля, естественные леса, питьевая води и чистый воздух. То есть как раз то самое, что сейчас в достатке имеется в Беларуси.
Плотность населения в Беларуси – 46 человек на кв. км, при том, что в мире средняя плотность сейчас равна 49 человек на кв. км. В Европе же этот показатель ниже, чем у нас, только в странах Скандинавии – от 14,4 до 20,1. А вот во Франции – 118, в Германии – 230, в Чехии – 129 человек на кв. км. Конечно, у нашего восточного соседа – вообще 8,4 человека на квадратный километр. Только не стоит забывать, что 70% территории России – это вечная мерзлота.
Но если численность населения нашей страны утроится, сообразно президентскому пожеланию, – пропорционально уменьшатся и все перечисленные мною ценные ресурсы XXI века. Здесь можно провести аналогию с биологическими процессами на уровне клеток и тканей. В здоровом организме нормальная клетка не может бесконтрольно делиться, потому что ей это не позволяет «бюрократия» в виде специальных белков, она понимает, что «зажата» между соседями, знает, в каком органе находится, и потому ведет себя соответственно. Есть специальные механизмы, которые регулируют работу генов в зависимости от тканевого контекста.
Но в некоторых ситуациях клетка перестает «узнавать соседей», перестает себя «вести правильно», и начинает неограниченно размножаться, безоглядно потребляя ресурсы организма и не «думая» о его будущем. Эта болезнь называется рак.
Отсюда возникает вопрос: стоит ли нам стремиться к пресловутым 30 миллионам и, достигнув, гордиться тем, что «нас много». Или стоит просто вернуться к нормальному, естественному приросту населения – и, достигнув уровня в 10 миллионов, сосредоточиться на повышении качества жизни и уровня образования наших граждан?
Вопрос цивилизации
Вообще же необычайно низкая, по историческим меркам, рождаемость сейчас характерна для всех развитых стран и даже для значительной части не слишком развитых – например, России. В этих условиях власти многих стран, часто с подачи церковников, начинают считать, что низкая рождаемость – это напасть, беда и проявление деградации общества. Мол, свидетельствует о падении нравов и эгоизме родителей. Ситуацию всегда используют и оппозиционеры (независимо от страны) – они пеняют на неграмотную экономическую политику правительства, из-за которой семьи не могут позволить себе воспитывать много детей.
Однако ученые уверены, что низкая рождаемость – на самом деле большое завоевание, одна из очень существенных черт нашей цивилизации, которую можно назвать «цивилизацией низкой рождаемости». Так, например, считает доктор экономических наук Анатолий Вишневский. По его словам, не случайно многие страны, в которых еще сохраняется высокая рождаемость, прилагают усилия, чтобы ее снизить (самый яркий пример – Китай).
Снижение рождаемости за последние 100-150 лет – это естественная реакция человеческой популяции на снижение смертности, которое стало очень заметно в европейском обществе примерно с конца XVIII века. За XIX век детская смертность в Европе радикально снизилась, что нарушило тысячелетнее равновесие. После того, как в семьях стало увеличиваться число выживающих детей, началось и снижение рождаемости – «разум популяции» стремился восстановить нарушенное равновесие.
Соответственно, и сегодняшняя низкая рождаемость – результат массового приспособления людей к новым условиям демографического равновесия, часть перехода от равновесия высокой смертности и высокой рождаемости к равновесию низкой смертности и низкой рождаемости. Вот только проблема – в том числе и Беларуси – в том, что рождаемость во многих странах опускается ниже уровня равновесия, ниже, чем позволяет снижение смертности. При этом не обеспечивается даже простое возобновления поколений, несмотря на низкую смертность. Отсюда и тревоги по поводу низкой рождаемости.