Себя уже накормили, а других – только с их согласия...

Источник материала:  

Это заявление, мне кажется, должно подтолкнуть наших управленцев от АПК к пересмотру  некоторых аспектов аграрной политики. Посмотрите, что получается. К 2015 году республике необходимо выйти на 10 миллионов тонн молока в год. Расчет, конечно же, делается на увеличение экспорта молочных продуктов. Но уже сегодня, при нынешних объемах, наращивать экспортный потенциал Беларуси очень непросто.

Об этом свидетельствуют, в частности, итоги 2012 года. Так, экспорт молокопродуктов в натуральном выражении в перерасчете на молоко увеличился примерно на 40 процентов, а в стоимостном выражении прирост к предыдущему году составил всего 15 процентов. Вас это не настораживает? Дело в том, что экспортные цены Беларусь в прошлом году сократила. На масло — примерно на 23 процента, сыры и творог — на 7, сухое цельное молоко — на 19, сухое обезжиренное молоко — на 13 процентов.

На эти, подчеркнем, вынужденные меры наши экспортеры пошли из-за затоваренности складов отечественных молокоперерабатывающих предприятий. А что будет, когда Россия возродит свое молочное скотоводство, а мы параллельно с этим надоим 10 миллионов тонн?

Увеличивать производство может и надо, но осмотрительно. Себя мы уже накормили, а вот других — только с их согласия. Сколько говорено, что нельзя в экспорте ориентироваться только на одну страну, пусть и такую большую, а на Россию по-прежнему приходится львиная доля поставок. В 2012 году — около 90 процентов нашего экспорта сельхозпродукции, из которого 60 процентов занимают молокопродукты. Остальное — на страны СНГ и совсем немного — на страны дальнего зарубежья. Кстати, экспорт белорусских продовольственных товаров туда в прошлом году сократился.

Нужна диверсификация экспорта. Пример четырех предприятий, которые добились разрешения на продажу своей продукции в страны ЕС, убеждает, что это вполне возможно. Наши экспортеры должны быть учтивыми, но настойчивыми. Завлекать иностранного покупателя безупречно качественной продукцией.

Может, стоит пересмотреть структуру экспорта. Не гнать за рубеж все подряд, а сосредоточиться на ключевых позициях. Скажем, на сухом цельном и сухом обезжиренном молоке, которое очень востребовано в Африке и на Ближнем Востоке.

И, безусловно, продавать товары с высокой добавленной стоимостью, к чему постоянно призывают Президент и Правительство. К примеру, молочную сыворотку мы могли бы продавать не только сушеной, а и после ее более глубокой переработки. Она прекрасно востребована в мире.

Пока же белорусскими экспортерами сельхозпродукции делаются лишь робкие попытки выхода на новые рынки.  Медленно. Робко. Неуверенно. Так можно охарактеризовать развитие нашего аграрного экспорта в страны дальнего зарубежья. Но ведь борьба производителей за продовольственные рынки в мире обостряется. Как бы не получилось так, что мы и новые рынки не найдем, и российский утратим.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

←Больше денег на насущные потребности

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика