Как это было. Как БелАЗ угодил на почтовую марку за 3 копейки
25.01.2013 17:53
—
Новости Общества
Как это было. Как БелАЗ угодил на почтовую марку за 3 копейки
В конце минувшего года БелАЗ отметил 55-летие со времени выпуска первого грузовика. По этому поводу архивисты Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов отыскали интересные кадры с теми, самыми первыми БелАЗовскими машинами.
История предприятия отсчитывается с 1948 года. Тогда неподалеку от железнодорожной станции Жодино начали возводить машиностроительный завод по выпуску торфяного оборудования. Уже через два года завод выпустил первую продукцию по переработке и перевозке торфа. Еще спустя год, в ноябре 1951 года, завод торфяного оборудования стал заводом мелиоративных и дорожных машин "Дормаш". Его продукцией были снегоочистители, кусторезы, шнекороторные машины. В апреле 1858 года завод получил привычное нам название - БелАЗ, Белорусский автомобильный завод. А уже в ноябре 1958 года, 55 лет назад, первый грузовик сошел с конвейера БелАЗа.
Правда, был это еще не БелАЗ, а МАЗ-525. Производство этих самосвалов передали на новое предприятие с Минского автомобильного завода. Новый "волат", который создают в архивном видео опытные конструкторы, это БелАЗ-540 - первая собственно БелАЗовская модель. В серию его выпустили в 1961 году. Эта машина Белорусского автомобильного завода получила мировое признание - модель наградили золотой медалью на Лейпцигской ярмарке в 1965 году и юбилейной медалью на Пловдивской ярмарке в 1966 году.
БелАЗ-540 так оценили, что он даже угодил на почтовую марку за 3 копейки.

В Минске, кстати, есть памятник БелАЗу - найти его можно на улице Железнодорожной, 23, возле проходной предприятия "Автосила". Этим предприятием данная модель грузовиков (БелАЗ 7540) используется и сейчас.
Сегодня БелАЗ входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники.
Открыть/cкачать видео (60.01 МБ)
История предприятия отсчитывается с 1948 года. Тогда неподалеку от железнодорожной станции Жодино начали возводить машиностроительный завод по выпуску торфяного оборудования. Уже через два года завод выпустил первую продукцию по переработке и перевозке торфа. Еще спустя год, в ноябре 1951 года, завод торфяного оборудования стал заводом мелиоративных и дорожных машин "Дормаш". Его продукцией были снегоочистители, кусторезы, шнекороторные машины. В апреле 1858 года завод получил привычное нам название - БелАЗ, Белорусский автомобильный завод. А уже в ноябре 1958 года, 55 лет назад, первый грузовик сошел с конвейера БелАЗа.
Правда, был это еще не БелАЗ, а МАЗ-525. Производство этих самосвалов передали на новое предприятие с Минского автомобильного завода. Новый "волат", который создают в архивном видео опытные конструкторы, это БелАЗ-540 - первая собственно БелАЗовская модель. В серию его выпустили в 1961 году. Эта машина Белорусского автомобильного завода получила мировое признание - модель наградили золотой медалью на Лейпцигской ярмарке в 1965 году и юбилейной медалью на Пловдивской ярмарке в 1966 году.
БелАЗ-540 так оценили, что он даже угодил на почтовую марку за 3 копейки.

В Минске, кстати, есть памятник БелАЗу - найти его можно на улице Железнодорожной, 23, возле проходной предприятия "Автосила". Этим предприятием данная модель грузовиков (БелАЗ 7540) используется и сейчас.
Сегодня БелАЗ входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники.
![]() |
БелАЗ - памятник (справа). Фото автора. |
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. 

Открыть/cкачать видео (60.01 МБ)
Материалы подготовила главный архивист отдела информации, публикации и научного использования документов БГАКФФД Елена Полищук.
№ 1124 Кинофильм "Рождение великана", 1 ч., 1962 г., реж. В. Скитович, опер. Р. Масальский, Г. Лейбман; Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов.