По рельсам – по новым Правилам

Источник материала:  
КАКИЕ изменения в только что вступивших в силу Правилах перевозок пассажиров и багажа Белорусской железной дороги особенно задели белорусов? Корреспондент «БН» специально проехалась в час пик в одной из самых популярных электричек, чтобы провести своеобразный мониторинг. Маршрут Минск—Брест никогда не пустует. Ведь это направление обслуживает сразу как минимум две категории пассажиров: тех, кто ездит не первый год в столицу на работу, и студенческую братию из довольно крупных городов на пути. Это Столбцы, Несвиж (они высаживаются в Городее), Барановичи, Ивацевичи, Береза, Жабинка и собственно Брест. Но самый большой наплыв людей, естественно, наблюдается накануне выходных.

Пятница, 15 часов. До отправления электрички 38 минут, к краю перрона уже не подойти — люди «достраивают» вторую шеренгу. Еще через пару минут машинист подгоняет электропоезд. Толпа, следуя за вагонными дверями, «бросает» меня то влево, то вправо, и наконец вместе с какой-то бабулей с рюкзаком заносит в вагон, где на сиденьях уже развалились прыщавые студенты первых курсов. «Здесь все занято!» — расставляет руки и ноги один, поджидая товарищей. «Занимальщики!» — в сердцах сказала молодая женщина, намертво вцепившаяся в капюшон своего чада.

— Это до Бреста? — выпытывает попутчиков пожилой мужчина.

— Кажется, до Бреста, — неуверенно отвечают ему.

— Что, никто не посмотрел, когда заходили? — недоумевает первый.

— Куда-нибудь да доедем! — веселятся остальные.

Такой вот эконом-класс получается… Кое-как нахожу для себя место и усаживаюсь, а все прибывающие пассажиры уже начинают заполнять проходы вагона. Маршрут, как я уже говорила, популярный, к тому же этот электропоезд скоростной — останавливается не везде, за счет чего экономит в пути более двух часов. И цена в сравнении с бизнес-электричками, поездами, а тем паче автобусами щадящая: до Барановичей чуть более 10 тысяч рублей. Вывод первый: ездить люди меньше не стали, несмотря на то, что срок действия билетов на электрички сократился. Раньше по билету «туда-обратно» можно было кататься фактически двое суток. Теперь же, по новым Правилам, квитки на электрички действительны лишь до двух часов следующих суток от указанной в них даты. То есть за этот период по билету можно совершить по одной поездке.

А что с другими изменениями, которые ввело руководство ЖД?

Возьмем подорожание проездных. Рядом со мной сидела молодая женщина. «Купи в магазине молоко и масло сливочное и приходи вместе с Даником маму встречать с электрички», — давала она по телефону наставления  молодому мужу.

— Вы часто из Минска ездите?

— Каждый день. Живу в Дзержинске, — призналась Светлана.

— Дорого получается? — любопытствую.

— Во-первых, намного дешевле, нежели бы мне пришлось снимать в Минске квартиру. Даже после повышения цены месячный проездной будет стоить не дороже 110 тысяч рублей, а точнее 108 360. А самая-самая дешевая комната в столице  — не меньше пятидесяти долларов. К тому же в Дзержинске муж и маленький сынок, как я могу их одних оставить? Но будь по-другому, ни за что не ездила бы каждый день на электричках: утомительно, а зимой в вагонах или очень холодно, или жарко, как на раскаленной сковородке...

Напомним, месячные абонементные билеты «на предъявителя» и «именной льготный» на поезда региональных линий эконом-класса подорожали из-за изменения порядка расчета стоимости абонементных билетов. Это также повлияло и на стоимость месячных проездных «выходного дня». Хорошо еще, что срок их действия не изменился.

Что касается электронных проездных, то, по новым Правилам, определен порядок проезда по ним, а также их оформление и возврат. Деньги по электронным проездным будут возвращать в «билетной кассе в соответствии с установленными нормативными правовыми актами правилами возврата при предъявлении проездного документа, оформленного на бланке строгой отчетности». Напомним, что компенсация при возврате билета довольно весомая и «съедает» от 15 и более процентов. Например, при возврате билета на поезд бизнес-класса стоимостью 19 190 рублей за день до отправления поезда пассажиру вернулось чуть более 13 тысяч рублей.

И все же самым обсуждаемым на интернет-форумах было сообщение о том, что отныне во всех поездах, кроме международных, запрещено курить. По дороге об этом разговорилась с одним мужчиной:

— Я курю, но сам не выношу, когда в поезде просто синий «кумар» стоит — это перебор! По себе знаю, что в очередной раз не затянуться до своей станции не так уж и трудно, заодно и силу воли проверяешь, — уверен Михаил. — Но не все такие курильщики, как я. Поэтому раньше часто вступал в споры в тамбурах. Считаю, правильно сделали! Теперь вообще буду тревожную кнопку нажимать, если увижу курящего. Ведь особенно детей жалко — из тамбура воняет бычками и дымом на полвагона. Наши поезда не приспособлены для курения — ни кондиционеров, ни вытяжек, ничего…

И действительно, следуя до станции Городея, я думала, что наши граждане все-таки вняли предупреждениям, дымить перестали. Ан нет. Как только опустели тамбуры и проходы, под табличкой «Штраф за курение до 4-х базовых величин» задумчиво затягивалась очередная жертва пагубной привычки.

Убедилась и в том, что курильщики возможности подымить в поездах, следующих по международному маршруту, ни в коем случае не упускают.

— Еще в течение месяца в таких поездах будут определяться вагоны для курящих и некурящих пассажиров, — объяснила мне Нина Денисович, проводник пассажирского вагона поезда, следующего по маршруту Брест—Москва. — Но мне самой курильщиков даже жалко. Привычка же сильнее…

Надежда БУТОВИЧ, «БН»

Фото автора

На Белорусской железной дороге вступили в силу новые Правила перевозки пассажиров и багажа

ЧЕГО касаются основные изменения? Оформления, стоимости и срока действия проездных на поезда региональных линий эконом-класса и городских линий. Теперь не предусмотрены скидки для родителей с детьми, а также для организованных групп обучающихся, которые ранее могли ими пользоваться с 1 октября по 30 апреля. Это связывают с убыточностью перевозок пассажиров в пределах Беларуси. Изменен срок действия разовых проездных документов на поезда с ненумерованными местами (это касается городских и региональных линий эконом-класса), незначительно повышена стоимость абонемента на месяц на предъявителя и на именной льготный. Сегодня они рассчитываются исходя из 18 поездок в одну сторону и 18 поездок — в обратную.

Возросла и стоимость месячного абонементного билета выходного дня, хотя срок его действия не изменился и предполагает проезд по пятницам, субботам, воскресеньям, понедельникам, предпраздничным и праздничным дням, без ограничения количества поездок.

Кроме того, установлен порядок проезда и оформления билетов на поезда городских линий. По новым Правилам они оформляются только в билетных кассах, расположенных по маршруту следования. Введен также новый вид абонементного билета «Городские линии», который выдается на декаду, месяц, два месяца и на срок до одного года. За такой декадный абонемент взимается плата из расчета восьми поездок в одну и восьми поездок в обратную сторону, месячный — по 22 поездки в оба направления. А вот пользоваться теперь таким абонементом пассажир имеет право без ограничения количества поездок в период срока действия, в том числе в поездах региональных линий эконом-класса (обычных электричках) в пределах указанного в билете тарифного пояса. Велосипеды и домашних животных перевозить можно будет только на специальных местах, обозначенных пиктограммами.

←В поезд — без сигареты

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика