Как поживают дети, "изъятые" у приемной мамы в Светлогорском районе?

Источник материала:  
22.01.2013 15:11 — Новости Общества

Как поживают дети, "изъятые" у приемной мамы в Светлогорском районе?

Снежана Инанец / TUT.BY
Как поживают дети, "изъятые" у приемной мамы в Светлогорском районе?
В конце октября прошлого года сотрудники Светлогорского управления образования изъяли у приемной мамы Надежды Дударенко пятерых детей. Сделано это было внезапно: одного ребенка увезли из дома, а остальных – прямо с уроков. Меж тем дети не находились в социально опасном положении, более того – совсем недавно семья считалась образцовой. Прошло почти три месяца – а дело с "государственными детьми" так и не прояснилось. О том, как сегодня живут "отобранные" дети и их приемная мама, читайте в нашем материале.

О том, как нынче живут дети, Надежде Дударенко известно немного. В основном то, что удается узнать через других приемных родителей и через людей, с которыми детям иногда удается встретиться. 

- Сейчас знаю, что двоих младших - Егора Рыжкова и Вову Земляника отправили в приемные семьи по месту статуса сироты. Значит, это Гомель. Стасю без ее согласия поместили в детский дом семейного типа - она находится под постоянным контролем, ей нельзя звонить и встречаться со мной тоже нельзя. В Мозырском детском доме - еще двое, Настя и Егор Горловы. С этими детьми связь получше. Знаю, что у Егорки упало очень зрение, ему до сих пор нельзя было писать и читать. А Настя уже во второй раз в больнице с серьезным гайморитом, - объясняет Надежда Ивановна. Во всех официальных ответах, которые мне присылают, написано, что изъяли ребятишек из моей семьи "в интересах детей". Пока дети воспитывались у меня, они ни разу не болели так, чтобы попасть в больницу. Сейчас же они то и дело там, у детей стресс. Это и есть "в интересах детей"? - возмущается женщина.


Стало ли детям лучше? Слово Насте

Настя Горлова сейчас в самом деле в детской больнице города Мозыря. Девочка уже в том возрасте, когда у детей спрашивают, с кем они хотят остаться в случае, если родители разводятся. Кроме того, у детей старше 10 лет испрашивают разрешения и перед тем, как направить их в приемную семью. А вот о том, хотят ли дети старше тех же 10 лет уходить из приемной семьи, законодательство спрашивать почему-то не велит. В апреле Насте будет уже двенадцать и заявила она о своем мнении в телефонном разговоре с журналистом TUT.BY  однозначно:

- Я в приемной семье жила с трех лет, я уже восьмой год там живу. Мне очень-очень нравилось там жить. Я хочу, чтобы мы вернулись домой.

Как поживают дети, "изъятые" у приемной мамы в Светлогорском районе?
Воспитанница Надежды Ивановны Настя


- А если тебе предложат пойти в другую приемную семью?

- Я откажусь. Если же заставят, я убегу оттуда и все.

- А если там будут хорошие люди?

- Для меня хорошая только моя мама приемная и все. Я ее люблю и хочу там жить.

 
Как поживают дети, "изъятые" у приемной мамы в Светлогорском районе?
Во дворе дома семьи Дударенко

Настя рассказывает, где успела побывать за несколько месяцев, с тех пор как покинула дом Надежды Ивановны.

- Сначала нас повезли в инфекционную больницу в Светлогорск, мы там лежали по крайней мере две недели. Потом нас повезли в детскую больницу в Светлогорске, мы там лежали 17 дней, потом нас повезли в Гомель – меня, Егора и Стасю, а Гарика и Вову поначалу отправили в больницу, а потом - не знаю куда. Я и Егор поехали в детский дом, а Стасю забрали в семью в Прудок. И потом из детского дома я попала в больницу.

Кроме этого, почти месяц дети жили в санатории "Живица".
 
- Сколько ты училась с тех пор, как тебя забрали из обычной школы?
 
- В больницы учителя не приходили. Мы ничего там не проходили, никакие книжки не приносили. В санатории ходили в школу. Ну и в детском доме уже по-обычному ходим.
 
- А психологи приходили?
 
- Да. Сначала они говорили, что мама нам не нужна, что мы отдыхаем, а мама от нас отказалась. Из-за чего нас забрали от мамы, нам рассказали только в санатории "Живица". Социальный педагог и психологи приезжали к нам и сказали, что мама не справлялась с обязанностями и что надо было забрать нас.
 
- Ты согласна с ними?
 
- Нет, не согласна, потому что это неправда. Потому что мама справлялась с обязанностями, мама нас любила! Мама за малышей боролась в школе и они за это решили маму наказать, - считает Настя.
 

Как поживают дети, "изъятые" у приемной мамы в Светлогорском районе?
В семье Надежды Ивановны совсем недавно было четверо родных, двое усыновленных и пятеро приемных детей.

На фоне рассказов про теперешнюю свою жизнь - непростые взаимоотношения с воспитателями в детском доме, скитания по больницам и грусть по прежнему дому, Настины воспоминания о том, как жилось у приемной мамы, ничем не отличаются от тех, что есть у самых обычных детей. Детей, у которых есть родная семья:

- Просыпались мы утром, потом делали зарядку, застилали кровать, чистили зубы. Потом завтракали. Кому надо в школу - тот шел в школу. Придешь из школы, покушаешь, отдохнешь и делаешь уроки. А потом - гулять или помогать маме...

Вопросы о том, стирала ли мама постельное белье (в одном из ответов чиновников есть прямой упрек в том, что "белье имело несвежий и поношенный вид". - TUT.BY), делала ли уборку в доме, вызывают у Насти удивление и, кажется, даже обиду:

- Конечно, стирала! Как? Ну, собирала вещи, загружала белье в машинку, насыпала порошок и стирала - точно так, как все люди стирают! И дома у нас всегда было чисто.

У Насти и ее брата Егора есть биологическая мать, которая пыталась инициировать возвращение детей себе, но суд в свое время решил, что делать это рано. Сама Настя о биологической маме долго говорить не хочет:

- Она от нас отказалась и семь лет даже в гости не приходила. Один вот раз пришла, принесла шоколадный батончик и стала маме (Надежде Ивановне) жаловаться, как ей тяжело жить. А второй раз, когда ей разрешили с нами увидеться, она даже не пришла. Я ее ненавижу, - с горечью рассказывает девочка.

Суд не удовлетворил иск о клевете на учителя

Напомним, началась эта запутанная история с того, что трое первоклашек пожаловались приемной маме на то, что их в классе "била учительница". На расспросы они отвечали так подробно, что Надежда Ивановна обеспокоилась и позвонила в школу, где такие обвинения категорически отвергли. Пришлось звонить участковому, не пустить детей в школу и потребовать, чтобы их перевели в параллельный класс, к другой учительнице.
 
 Как поживают дети, "изъятые" у приемной мамы в Светлогорском районе?

С тех пор и начались в семье Дударенко большие проблемы с районным управлением образования - на семью обрушилось множество проверок, во время которых проверяющие выдвигали всяческие претензии к условиям проживания и воспитания детей. С этими претензиями Надежда Ивановна категорически не согласна. Закончилась тогда история тем, что детей внезапно забрали из семьи.
 
Уже после череды журналистских материалов о ситуации в семье, учительница, на которую жаловались дети, подала на Надежду Ивановну в суд заявление с обвинением в клевете. Она утверждала, что 31 октября 2012 года Надежда Дударенко распространила в интернете "заведомо ложные сведения" и "позорящие измышления". Ответчица с таким обвинением не согласилась. Суд не увидел доказательств представленному обвинению и пришел к выводу, что дело в отношении Дударенко надлежит прекратить.
 
Пытались засудить и соседку Надежды Ивановны – Валентину Хоненко. Вместе с другими соседями Валентина Павловна встала на защиту женщины, причем в этом деле оказалась самой активной. Подавала в суд за оскорбления на нее начальник местного управления образования Людмила Величко. Дело также прекратили за отсутствием доказательств.

 
Юридические тонкости. Куда смотрят проверки?

Тем временем в деле об "увольнении приемной матери" обнаружились кое-какие нестыковки. Напомним, что Министерство образования направляло в Светлогорский район комиссию, которая проводила проверку. Надежде Ивановне в итоге пришел ответ из Национальной комиссии по правам ребенка, который свелся к выводу: "Министерство образования считает, что решение Светлогорского РИК об отстранении Вас от исполнения обязанностей приемного родителя было принято в интересах несовершеннолетних".
 
В своем ответе Минобраз рассказывает, что ситуация была изучена глубоко, с выездом в дом Надежды Дударенко, в Паричскую среднюю школу, в больницу, где на тот момент находились дети… Надежда Ивановна утверждает, что проверки проводились поверхностно, а в документы, свидетельствующие в ее пользу, специалисты, приходившие в дом, "даже не заглядывали".
 
Рассмотрим, какие ошибки и удивительные ляпы видят в данном деле журналист TUT.BY и юристы, к которым мы обращались во время подготовки материалов.
 
Во-первых, Надежда Ивановна уверяет, что ей не давали подписывать акты обследования жилого помещения многочисленные проверки, побывавшие у нее дома до тех пор, пока детей забрали. А по закону, как уже комментировал TUT.BY юрист, такие акты обследования органы опеки должны были составлять и давать на подпись человеку, в дом которого пришли.

Во-вторых, большие вопросы возникают по тому, как провели саму процедуру увольнения Надежды Дударенко.
 
Так, в трудовой Надежды Дударенко от 31 октября черным по белому – следующая запись: "Уволена в связи с истечением срока трудового договора, п. 2 ст.35 Трудового кодекса Республики Беларусь". Между тем работодатель не имел права увольнять работника с такой формулировкой, потому что до завершения контракта оставалось... несколько лет!

В подтверждение редакция располагает следующими двумя решениями исполкома и двумя образцами трудового договора.
 
 Как поживают дети, "изъятые" у приемной мамы в Светлогорском районе?

Вот решение Светлогорского исполкома "О продлении договора о передаче детей на воспитание в приемную семью", от 2 февраля 2008 года. Тогда исполком решил, что воспитываться у Надежды Ивановны четверо из пятерых отобранных детей будут по крайней мере до 31 августа 2017 (!) года.

Как поживают дети, "изъятые" у приемной мамы в Светлогорском районе?


Есть и сам трудовой договор, где указана такая же дата.
 
Как поживают дети, "изъятые" у приемной мамы в Светлогорском районе?


А что же с пятым ребенком – Владимиром Земляником? В решении Светлогорского исполкома "О продлении договора о передаче на воспитание в приемную семью" за 16 декабря 2011 года указано, что отделу образования поручено продлить трудовой договор с Надеждой Дударенко до 31 августа 2015 (!) года.
 
Как поживают дети, "изъятые" у приемной мамы в Светлогорском районе?


И это было сделано – копия соответствующего трудового договора имеется.

Как поживают дети, "изъятые" у приемной мамы в Светлогорском районе?


Остается только гадать, отчего многочисленные проверяющие органы, в том числе прокуратура, не обратили внимание на то, что запись в трудовой книжке явно противоречит трудовому законодательству – истечь срок действия трудовых контрактов с Дударенко мог лишь через 3 и 5 лет.
 
К тому же мы видим нестыковки по исполнению контракта. В трудовом договоре указано: "В случае расторжения договора выплаты на содержание приемных детей прекращаются с 1 числа следующего месяца. Несовершеннолетние воспитанники приемной семьи поступают под опеку органа опеки и попечительства со дня следующего за днем расторжения либо прекращения срока действия договора".
 
По поводу приостановления выплат претензий нет – это было поручено сделать аккурат с первого числа, как и положено по закону. А вот изъяли детей 29 октября, притом что по условиям контракта должны были сделать это не раньше 1 ноября. Вышло же, что забрали детей у Надежды Ивановны тогда, когда она еще являлась их законным опекуном.
 
 Как поживают дети, "изъятые" у приемной мамы в Светлогорском районе?


Сейчас Надежда Дударенко собирает документы и собирается отстаивать свою правоту в суде. 
 
Материалы по теме


←Движение по дороге из Национального аэропорта Минск сегодня вечером будет временно ограничено

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика