На деревню к дедушке
Были они примерно такого содержания: «Уважаемый Иван Павлович! Вы сейчас далеко и, возможно, подзабыли, что в деревне проживает ваш дедушка. Он совершенно одинок, нуждается в вашей помощи, заботе. Навестите его, пожалуйста!»
— И что — реагируют? — поинтересовался я.
— Вообще-то, процентов восемьдесят наших дедушек и бабушек на зиму забирают к себе дети и внуки, — уточнил Виктор Карман. — А вот оставшихся двадцать… Их мы пытаемся разместить в местной больнице сестринского ухода или в отделении круглогодичного содержания. За некоторыми закрепляем сотрудников Центра социального обслуживания населения. И еще пишем вот такие письма. В основном — за пределы республики. Знаете, не все, но кое-кто все же откликается, приезжает.
Да, зима — не лучшее время для одиноких стариков. Если бы не забота государства, трудно даже представить, как сложилась бы дальнейшая судьба многих из них.
В конце прошлого года в агрогородке Крулевщизна Докшицкого района открыли интернат для престарелых и инвалидов на 40 мест. Прекрасное двухэтажное кирпичное здание. Комнаты на 2—3 человека со всеми удобствами. Четырехразовое полноценное питание. Те, кому посчастливилось въехать сюда, не скрывая, плакали. О таких условиях проживания многие даже не мечтали. Особенно запомнились слова пожилой женщины Анны Коваленок:
— Сама я — рижанка. В 90-х годах прошлого столетия приехала в Беларусь вместе с мужем. Приняла белорусское гражданство. Несколько лет назад умер муж, осталась одна. Если бы не интернат — пропала бы.
У Анны Коваленок действительно никого не осталось из родных и близких. И ждать помощи, кроме как от государства, ей больше неоткуда. В отличие от ряда, скажем, постояльцев Браславского интерната для престарелых и инвалидов. Здесь мне рассказали, у некоторых дети безбедно проживают в Прибалтике. Выехав в страны-соседки на поиски «достойного хлеба», о своих родителях они просто забыли.
Встречаются и вовсе парадоксальные ситуации. Председатель одного из сельсоветов поведал, что пожилая жительница одного из хуторов напрочь отказалась переезжать на зиму в интернат из-за того, что в подвале ее дома сын оставил на хранение запасы картофеля. Если хату не протапливать, клубни просто замерзнут. А сын? Он периодически наезжает. Продукты подвезет, да ту же пресловутую картошечку домой заберет.
О таких стариках местная власть тоже не забывает. К отдаленным деревням, где коротают зиму всего-то порой 2—3 человека, расчищает от снега дороги, автолавка привозит продукты. Недешево обходится это местному бюджету. Но ведь в таких деревнях для местной власти проживают вовсе не чужие люди. И если родные дети о них забывают, то местная власть делать это не вправе.
Кстати, открытие интерната для престарелых и инвалидов в агрогородке Крулевщизна обошлось районному и местному бюджету в 1,5 миллиарда рублей. 80 миллионов рублей на закупку оборудования для столовой выделила благотворительная организация «София». А что же дети проживающих здесь стариков? Ответ на этот вопрос весьма очевиден.
И все же положение дел можно исправить. Не думаю, что в душе у тех, кто позабыл о своих престарелых родителях, дедушках и бабушках, не осталось ничего человеческого. Верит в это и председатель Уделовского сельисполкома Виктор Карман. Иначе не писал бы он письма с напоминанием: «Уважаемый Иван Павлович! Вы, возможно, подзабыли, что в деревне проживает ваш дедушка. Навестите его, пожалуйста!»
Владимир САУЛИЧ, «БН»