На рынки ходим по старинке?
Станут ли гипермаркеты народными рынками и почему рынки настоящие сдают свои позиции?
Сравнение цен, сформировавшихся на рынках и в крупных торговых центрах, все чаще говорит в пользу последних, хотя есть и немало исключений. Они подкрепляют убежденность многих покупателей в том, что на базаре сегодня товар и дешевле, и свежее. И они по привычке идут и едут сюда за покупками в надежде сэкономить. Достигают ли своей цели?
Что ищем и что находим?
Человеку с приличным достатком, конечно, все равно, где и что покупать. Но многодетная мама и опытная хозяйка большой семьи Вера Савицкая из Минска уже давно сделала выбор в пользу дискаунтера. И объясняет свои привязанности по-житейски просто:
— Надоело, что на рынке обманывают едва ли не на каждом шагу. К тому же цены на витаминную продукцию, когда заканчивается летний сезон, заламывают такие, что проще съездить на кольцевую в дискаунтер и “затариться” овощами и фруктами, а заодно и другими продуктами на всю неделю.
Женщина абсолютно права. Мы действительно пребываем в некоей иллюзии, что рынок — это в первую очередь свежий товар и экономия средств. Скажите, вы сами выбираете здесь овощи и фрукты, которые вам приглянулись? Наверняка нет. А знаете почему? В большинстве случаев вам не позволят этого сделать. Хотя, казалось бы, рынок — выбирай, что хочешь. Торгуйся, сколько душе угодно. Но...
Как только вы прикоснетесь к пирамидам из апельсинов, яблок или груш, сооруженным на прилавке, тут же услышите окрик: мол, идите в магазин и там “лапайте”.
Понятно, почему торговцы проявляют такую “принципиальность”. Как же иначе “толкнуть” покупателю подгнившую продукцию? А применив “строгости”, можно набросать в пакет вместе с хорошими овощами и фруктами гнилье, которое человек обнаружит только дома. Не бежать же ему назад, чтобы обнародовать обман и вернуть деньги за некачественную витаминную продукцию? Именно на это и рассчитывают нечистые на руку торговцы.
Впрочем, и низкими ценами на рынке сегодня тоже, как говорят, не пахнет. По очень многим позициям сравнение будет только в пользу дискаунтера, гипермаркета, а порой даже маленьких магазинчиков рядом с домом.
Мелким оптом дешевле
С ценами на овощи и фрукты в гипердискаунтере особая ситуация. Сегодня ему нет равных по этой позиции. В гигантском торговом зале выставлены ящики с разнообразными овощами и фруктами. Подходи, выбирай, взвешивай и забирай. Причем можешь переворошить хоть гору витаминной продукции, выискивая именно то, что тебе нужно, и никто из продавцов даже бровью не поведет.
И ценовая планка на другие продукты порадует людей с разным достатком, хотя покупатели, которые умеют считать деньги, несомненно, едут не на рынок, а в гипердискаунтер.
— Когда мои соседки узнали, что здесь продукты стоят дешевле, чем в обычных продуктовых магазинах, мы стали наведываться в гипердискаунтер за покупками, — говорит столичная пенсионерка Нина Дусь. — Постигли даже некоторые хитрости: крупы, консервы, печенье, мясо и рыбу берем мелким оптом — получается дешевле, чем в торговых точках рядом с домом. К тому же привлекают скидки. В итоге за месяц удается сэкономить на покупках 150 тысяч рублей.
Скидка скидке рознь
В гипердискаунтере действительно рай не только для искушенных потребителей. Какие скидки мы обычно видим на рынке или в ближайшем магазине? В лучшем случае цены на товар снижают на пять процентов. Но если присмотреться к нему внимательнее, то наверняка придется отказаться от идеи положить в корзинку продукцию по сниженным ценам. Ведь, например, майонез или кетчуп будут практически с истекшим сроком годности, а овощи и фрукты — с подгнившими боками.
В гипердискаунтере душа порадуется гибкой системе скидок. Причем не на товары, у которых заканчивается срок годности, а на те, которые будут храниться не меньше года. Умная маркетинговая политика позволяет отслеживать, какая продукция “замедлила ход” и остается подолгу лежать на полках. Обнаружив это, ее сразу выставляют на видное место, снижая цену. В торговом зале постоянно действует зона скидок на товары, которая располагается со стороны главного входа.
Понятно, что народ охотно берет эту продукцию, даже если и не планировал подобные покупки. Уловка маркетологов, скажете? Несомненно, но она приятна и не обременительна для кошелька потребителя. Здесь многие акции направлены в первую очередь на привлечение покупателей. Вот и получается, что из дверей больших магазинов народ выходит с огромными пакетами покупок. В пристоличных деревнях, к примеру, слово “дискаунтер” уже стало нарицательным. Бабушки, говоря о родственниках, которые поехали в столицу за покупками, переиначивают иностранное название на разные лады, но имеют в виду одно и то же: поехали туда, где дешевле (в их понимании — на огромный рынок, где есть все).
“Заигрывать” с покупателями магазинам-гигантам позволяет не только хорошо продуманная маркетинговая политика. У самого крупного в столице дискаунтера есть свой логистический центр, который экономит немало средств: продукция отсюда поставляется сразу в торговые залы разветвленной сети магазинов, минуя складские помещения.
Когда ждать перемен?
Совсем недавно на одном из сайтов в интернете развернулась горячая дискуссия по поводу демпинга цен гипермаркетами и дискаунтерами. Во многих комментариях высказывалось опасение, что гиганты поглотят маленькие магазины пошаговой доступности, а со временем и рынки. Вот тогда цены взлетят вверх.
Гипотетически это возможно. Но пока, судя по ценам, дискаунтеры успешно справляются с ролью рынков. Здесь цены по многим позициям ниже. Более того, торговые работники рынков пока никак не реагируют на эту ситуацию, стараются жить, не замечая изменений и обостряющейся конкуренции. Но как бы действительно не получилось так, что заложником ситуации в итоге окажется покупатель, который пока в выигрыше. Ведь с исчезновением с торгового поля конкуренции (а такое может случиться, если дискаунтеры вытеснят рынки и пошаговые магазины) те же самые гипермаркеты смогут диктовать свои цены. А альтернативы у нас уже не будет. Есть о чем задуматься, правда?..
|
Но как долго продлится такая ситуация? И чего ждать покупателям? Выживут ли рынки в конкурентной борьбе с гипермаркетами? По словам председателя Минского союза предпринимателей и работодателей Владимира Карягина, тенденция выдавливания крупными дискаунтерами мелких магазинов и рынков будет продолжаться, причем свойственна она и сопредельным странам — России, Украине и другим.
— В этой ситуации задача государства — действенная антимонопольная политика, которая бы предоставила шанс на выживание и процветание каждому — и большому магазину, и малому, — отметил он. — Пока же антимонопольные механизмы должным образом не работают и мы имеем то, что имеем. Лично я — за гипермаркеты, это весьма эффективные торговые предприятия. Но ситуация должна развиваться в цивилизованном русле.
У дискаунтера не только проверенные поставщики продуктов питания, но еще и собственные производства мясных и молочных изделий. Что также работает на формирование стоимости продукта. А многие цены здесь действительно привлекательнее, чем на рынке. Об этом можно судить по приведенному в таблице набору ходовых продуктов. | ||
Товарная позиция |
Цена | |
|
В гипермаркете "Евроопт-Дискаунтер" |
На Комаровском рынке |
Мандарины |
14 500 |
16 000 |
Яблоки |
6 550 |
7 000 |
Апельсины |
12 500 |
17 000 |
Лимоны |
18 500 |
20 000 |
Виноград |
29 500 |
45 000 |
Ананасы |
16 500 |
30 000 |
Гранаты |
19 700 |
17 000 |
Киви |
10 500 |
14 500 |
Грейпфрут |
13 500 |
20 000 |
Груши "конференция" |
14 500 |
25 000 |
Хурма "каки" |
22 500 |
26 000 |
Бананы |
11 500 |
11 500 |
Огурцы |
23 500 |
30 000 |
Капуста пекинская |
6 500 |
12 500 |
Капуста белокочанная |
2 250 |
3 850 |
Помидоры |
24 500 |
25 000 |
Перец |
32 500 |
25 000 |
Картофель |
2 750 |
2 500 |
Морковь |
2 850 |
3 500 |
Чеснок |
28 500 |
70 000 |
Свекла |
1 700 |
3 500 |
Лук репчатый |
2 700 |
6 000 |
Яйца куриные |
11 300 |
10 100 |
Крыло цыпленка |
25 900 |
25 000 |
Бедро цыпленка |
38 600 |
32 000 |
Голень цыпленка |
31 600 |
30 000 |
Тушка цыпленка |
22 600 |
26 000 |
Майонез "Провансаль-люкс" |
5 500 |
4 800 |
Майонез "Городской" |
3 650 |
4 000 |
Сыр голландский |
67 900 |
46 000 |
Российский |
61 450 |
50 000 |
Активия 3 % 125 г |
3 450 |
4 200 |
Йогурт "Савушкин продукт" 2 % 120 г |
2 350 |
3 500 |
Сметана 14 % 300 г |
5 600 |
6 300 12% |
Сырки глазированные 26 % "Млитэпс" |
2 600 |
2 300 |
Кофе "Жокей классический" зерно 0,5 кг |
51 400 |
43 500 |
Масло подсолнечное рафинированное |
13 800 |
16 500 |
Колбаса сыровяленая "Рублевская" Гродненский мясокомбинат |
119 050 |
129 990 |
Кетчуп "Чумак" 450 г |
9 560 |
11 700 |
Гречка |
5 500 |
9 500 |
Рис 700 г |
5 300 |
8 500 |
Спагетти (российские) 450 г |
6 550 |
7 500 |
Кукуруза консервированная |
5 500 |
8 000 |
Зеленый горошек |
5 700 |
8 000 |
Филе рыбы пангасии |
25 900 |
49 900 |
Рыба скумбрия |
24 900 |
39 900 |
Сельдь соленая |
21 200 |
32 000 |
Всего за набор |
894 860 |
1 033 740 |
Разница, руб. |
+ 138 880 | |
Разница, % |
+ 15,5 % | |
Даже беглый анализ представленной таблицы помогает ответить на вопрос, где сегодня дешевле: на рынке или в гипердискаунтере. |
В тему
По данным Белстата, в прошлом году снизились цены на крупы (97 процентов к декабрю 2011 года), чай (98,3 процента), масло растительное (99,2 процента).
Среди продуктов питания больше всего в минувшем году росли цены на на муку пшеничную, хлеб, масло животное. Молоко и молочные продукты подорожали на 22,7 процента, сыры — на 24,4 процента, мясо и птица — на 17,4 процента, колбасы — на 17,9 процента. Фрукты за год подорожали на 6,5 процента, овощи — на 10,9 процента. При этом цены на картофель возросли на 25,6 процента.
Вместе с тем цены на непродовольственные товары увеличились меньше. Менее всего среди товаров непродовольственной группы это коснулось бытовых электроприборов — рост на 1,6 процента к декабрю 2011 года.
Что касается цен и тарифов на платные услуги, то они повысились больше, чем на товары. Возглавляют список цены на санаторно-оздоровительные услуги.
Глас народа Рынки: ЗА и ПРОТИВ Мнение читателей по “магазинно-рыночной теме” не пришлось даже выяснять, правда, основная часть комментариев была вызвана другим материалом “НГ” — “Море вопросов про суши”. Впрочем, сути это не меняет. Аркадий, Минск: Лешик, Орша: Екатерина ПОЛОВЕЦ, Молодечно: Злой горожанин: |