Все дороги ведут в профессию
Что выпускники колледжа считают важнейшим приобретением, и в чем обратная сторона профориентации
Очередное заседание круглого стола в рамках совместного проекта “Народной газеты”, Министерства образования и Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке прошло на базе Вилейского государственного профессионально-технического колледжа.
В Вилейский колледж участники дискуссии приехали не только делиться мнениями, но и посмотреть одно из лучших учреждений профессионально-технического образования страны. И было на что посмотреть: учащиеся Вилейского ПТК создают стильные прически в собственной парикмахерской, шьют себе вечерние наряды и делают окна под заказ на современном оборудовании швейной и столярной мастерских, готовятся принять первых посетителей в своем кафе... Мужскую часть экскурсии удивила учебная СТО с компьютерной диагностикой и всеми видами ремонта автомобиля (очередь расписана на месяц вперед). А журналисты “НГ” по достоинству оценили профессионально сделанные передачи телестудии колледжа.
К слову, примерно половина из 900 учащихся Вилейского ГПТК — жители других городов и даже областей.
Ежегодно тысячи выпускников белорусских школ ищут свою дорогу в профессию — самую короткую, самую прямую и самую содержательную. В разговоре о том, как помочь вчерашним выпускникам школы стать высококлассными рабочими и остаться верными своей профессии всю жизнь, приняли участие председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Геннадий ПАЛЬЧИК, начальник центра научно-методического обеспечения профессионального образования РИПО Валентин САВЕНОК, директор Вилейского ГПТК Игорь КИТИКОВ, заместитель директора ОАО “Новая Любания” Игорь КОЛЕСНИК, заместитель директора ДУП “ПМК-195” Кристина БЕГАНСКАЯ, начальник отдела кадров филиала “Молодечненские электрические сети” РУП “Минскэнерго” Оксана ВЕТРОВА, начальник отдела кадров ОАО “Зенит-БелОМО” Анна НЕВАР, представители управления образования Минского областного исполнительного комитета, преподаватели и учащиеся Вилейского ПТК.
Легко ли учить по-европейски?
Андрей Аксючиц — второкурсник, обучается по специальности “электрогазосварщик/водитель категории С”. Говорит, в своей семье он будет первым сварщиком. В колледже начал с азов, а сейчас уже многое умеет. После окончания собирается работать на МАЗе: “В вуз теперь стремятся все, а рабочих не хватает. И мне было бы не интересно сидеть в кабинете и перекладывать бумажки. Мне нравится работа, связанная с техникой”.
Вероника Кужовник — будущий парикмахер. А может, уже состоявшийся? Недавно в колледже прошел конкурс парикмахерского искусства при поддержке столичной “МиЛонды”. Вероника заняла первое место в номинации “Модная прическа”. В будущем хочет открыть свою парикмахерскую, выйти на мировой уровень, участвовать в престижных конкурсах. Хотя и сейчас учащиеся Вилейского ПТК разрабатывают план подготовки к фестивалю “Мельница моды”. Будущие швеи думают над коллекциями одежды, парикмахеры оттачивают мастерство, чтобы удивить мир прическами, а будущие модели посещают кружок дефиле, который в колледже ведет выпускница Национальной школы красоты.
К слову, все мастерские принимают заказы от населения и предлагают самый широкий спектр услуг — от изготовления магнитов на холодильники до компьютерной диагностики и ремонта машин на собственной СТО. Но когда у Андрея спросили, что он успел заработать во время учебы, юноша не стал перечислять суммы, а коротко подытожил: “Опыт!” Это для него сейчас самое важное.
Игорь Китиков: Обеспечить в маленьком городе европейский уровень образовательного процесса не так сложно, как кажется. У нас, например, нет средств, чтобы поставить в каждый класс мультимедийную систему, но это и не надо. Составляется график использования на месяц, желающие записываются, в каждом корпусе есть ответственный, который перед уроком приносит эту систему.
Конкурс под эгидой “МиЛонды” не случайно прошел именно в нашем колледже. Это западный уровень взаимоотношений солидной фирмы и учреждения образования: фирма бесплатно поставляет оборудование и материалы для учебного процесса, осознавая, что выпускники будут использовать эти материалы и оборудование в своей работе.
У меня принцип жизни такой: надо стучаться в каждую дверь. Если дверь закрыта, можно постучаться и в окно. А талантливые преподаватели, однажды придя к нам, остаются, потому что творческому человеку важна не только зарплата, но и возможность реализации. Мы ее предоставляем сполна.
Практика — это не “подай-принеси”
Валентин Савенок: В ходе мониторинга взаимоотношений нанимателей и учебных заведений мы убедились, что учащимся очень важно успешно пройти практику, заработать первые деньги, почувствовать вкус самостоятельного капитала...
Оксана Ветрова: Мы стараемся, чтобы учащиеся получили то, за чем к нам пришли: принимаем их на рабочее место, закрепляем за нашими опытными рабочими, по окончании практики присваиваем разряд.
Мы присматриваемся к людям, они присматриваются к нам. Если все хорошо, подаем в училища заявки на выпускников и принимаем их на работу.
Валентин Савенок: Есть отрицательный для вас момент: вы включаете учащихся в списочный состав, и показатели предприятия в целом ухудшаются. Не видите ли вы в этом проблемы? У учащегося ведь и навыки не те, и нормы выработки другие.
Оксана Ветрова: Есть такой нюанс. Мы, как все, считаем деньги, ограничиваем количество принятых на оплачиваемую практику, стараемся брать на таких условиях учащихся старших курсов. Но, с другой стороны, нам важно брать на работу не кота в мешке. И учащимся удобно: после теоретического курса следует практика, затем опять теория, вновь практика. Учащиеся видят, какие знания нужны на рабочем месте, и на следующую практику приходят более подготовленными.
Валентин Савенок: Насколько можно говорить о закрепляемости тех, кто приходит на производственную практику?
Оксана Ветрова: Я не помню случая, чтобы мы не взяли впоследствии на работу практикантов из Вилейского ГПТК. С другими учебными заведениями такие ситуации возникали.
Мы базовая организация для трех учебных заведений — Молодечненского политехникума электрооборудования, БНТУ и Вилейского ГПТК. Не скрою, сейчас стали больше ориентироваться на колледж, так как учащиеся техникума часто воспринимают свою учебу как ступеньку к высшему образованию. Мы их берем, учим — они два года отработали и уволились, чтобы стать студентами. У нас нет проблемы с инженерами. А вот в рабочих кадрах нуждаемся, и текучесть их больше, чем специалистов с высшим образованием.
Как удержать молодого рабочего?
Валентин Савенок: Есть ли льготы и преференции, которые позволят вчерашнему выпускнику получать на уровне квалифицированного рабочего?
Оксана Ветрова: Да, в первую очередь это контрактный коэффициент. Увеличиваем коэффициент для тех подразделений, где наиболее сложное производство, — допустим, служба высоковольтных линий электропередачи.
У нас хороший социальный пакет: база для отдыха, спорткомплекс с тренажерными залами, бассейном. Есть свои методы, которые мы используем.
Игорь Китиков: В свое время я несколько дней учился в ПТУ, но потом оставил учебу и пошел на “Зенит”. Мне сказали, зачем тебе учиться восемь месяцев, если на производстве эту же специальность ты получишь за три месяца? Я понимаю, что у рабочего должен быть кругозор. Но если молодому человеку нравится география или литература, он и сам найдет недостающие знания. А вот у нас зачастую сидят на математике хлопцы, мучаются сами и мучают преподавателя. Поэтому мое мнение — учащиеся должны больше работать в мастерских, чем в классах.
Школы и лицеи пойдут на сближение
Геннадий Пальчик: Есть ли у старшеклассника возможность написать заявление, прийти в колледж и на платной или бюджетной основе освоить специальность?
Игорь Китиков: Мы так работаем со взрослыми, недавно переобучали столяров-станочников. С удовольствием занялись бы и школьниками, но для этого необходимо правовое обеспечение.
Геннадий Пальчик: По-хорошему, к окончанию базовой школы ученик должен уже определиться с траекторией своего пути в профессию. И абсолютно ясно, что никакая школа, даже с самыми современными кабинетами труда, не способна в полном объеме дать старшекласснику ту или иную специальность, которая пригодится в жизни. Не обязательно ее рассматривать как будущую профессию.
В Минске эта проблема не столько у школьников, сколько у студентов, которые из-за отсутствия знаний и “корочки” не готовы работать летом в стройотряде — класть кирпичи или штукатурить стены. Мы в свое время проходили обучение бесплатно, а сейчас за удостоверение бетонщика или каменщика надо заплатить порядка 3,5 миллиона рублей.
Я думаю, необходимо на нормативном уровне дать желающим учащимся средних школ и студентам вузов возможность получить параллельно рабочую специальность на базе системы профессионально-технического образования, на бюджетной или платной основе.
Валентин Савенок: Еще один вариант — возвратиться к учебно-производственным комбинатам, только создавать их на базе профессиональных лицеев...
Геннадий Пальчик: Есть опасность, что при создании новых структур увеличится штат руководителей. А в профессиональных учебных заведениях — готовая база. Есть классический западный вариант так называемой профориентации с помощью проб: в рамках трудового обучения ученик неделю работает в магазине, затем в библиотеке, мастерской и т. д. Мы вот тут по мастерским прошли — честно говоря, самому хотелось многое попробовать сделать. Даже если это не станет профессией, останется умение что-то делать руками.
Я думаю, есть смысл каким-то образом прописывать это в Кодексе об образовании. Сейчас идет мониторинг этого важнейшего законодательного документа, и эти предложения могут быть заложены в нормативной базе.
Меня всегда удивляло, что школа и ПТУ, даже находясь через забор друг от друга, ведут себя, как разные страны. Есть межшкольные факультативы: школьник на них может ходить, а учащийся колледжа или училища, желающий изучить глубже физику или химию, сразу наталкивается на барьер. Но ведь это дети из одного города или поселка!
Игорь Китиков: К нам на кружки декоративно-прикладного творчества и художественной самодеятельности ходит весь город. Барьеров нет, но один забор все-таки есть: к нам присоединили сельский лицей в Комарово, в здании которого находится школа. В ней 30 учеников, но есть директор и завуч. То есть на территории нашего отделения, заведует которым, кстати, бывший директор лицея, есть малокомплектная школа со своей администрацией. Это абсурд, огромные зарытые деньги. Я уверен: школы и учреждения профессионального образования следует сблизить.
Кадры надо растить
Оксана Ветрова: У нас большая зона обслуживания — не только Молодечно, но и Красное, Воложин, Радошковичи... Конечно, нам выгодно, когда монтеры живут в этих населенных пунктах. Мы сами ездим по местным школам и рассказываем ученикам о своей профессии.
Игорь Китиков: Молодечненские электросети — одна из организаций, которые заранее заботятся о кадрах. Не все так делают, вот сейчас у меня на столе стопка писем, в том числе от руководителей минских предприятий: пришлите на практику 10—15 человек. То есть забота о кадрах сводится к рассылке таких просьб.
Геннадий Пальчик: Руководителям таких учреждений важно понять, что под лежачий камень вода не течет.
Анна Невар: У профориентации есть обратная сторона медали: школьники узнают, что мы имеем возможность учить их у себя, причем дадим профессию за 3—4 месяца, а не за год, как в училище. Помните, мы на базе Вилейского колледжа готовили группу станочников? Лет десять назад набрали безработных и учили вечерами на базе колледжа. А теперь начинаем собирать такую группу через центр занятости, но желающих мало, и пока найдем десятого участника, потеряем первого. Поэтому мы обучаем рабочих на производственной базе по два-три человека. Основная масса хочет получить профессию быстро.
Колледж направляет к нам станочников, и мы очень благодарны, что руководство прислушалось к нашей просьбе и откорректировало учебный план, удлинив срок производственного обучения. Мы будем рады, если производственное обучение будет вообще сплошным: в колледже отчитали курс, а потом учащиеся пришли к нам, на сплошное производственное обучение. К выпуску получим полноценных специалистов, которые знают наше производство.
Игорь Китиков: Мы понимаем, что это вам надо, и к этому стремимся, но встают вопросы загрузки преподавательского состава. Мы и своих работников должны беречь и заинтересовывать.
Чем занять зимой овощевода?
Игорь Колесник: Овощевод — сезонная работа, но в хозяйстве есть швейный цех, обеспечиваем себя рукавицами и спецодеждой. В Вилейском колледже можно получить интегрированную специальность “овощевод/швея”.
Геннадий Пальчик: Я думал об этом, анализируя опыт некоторых западных стран по содержанию малокомплектных школ. Проблема решается на уровне подготовки педагогических кадров: там нет просто учителей математики, есть специальности “математика/физика” или “математика/информатика”. То есть у учителя маленькой школы сразу вдвое больше нагрузка, а в школе — вдвое меньше учителей. Смежные, интегрированные специальности — это будущее не только профессионального образования.
Игорь Китиков: Мы хотели ввести специальность “электрик/водитель”. Нам говорят, зачем именно такая специальность? На самом деле предприятию не надо было бы при каждой аварии вместе с электриком посылать водителя. Такой специалист сам поехал и устранил неполадку. Сварщик/водитель тоже нужен, машина сейчас у всех есть. Если есть письмо от заказчика, что ему требуются такие специалисты, никаких препонов не должно быть. И меня радует, что в последнее время понимание этой проблемы есть.
Надо ли служить механизатору?
Игорь Колесник: Наше хозяйство “Новая Любания” занимается производством мясной, молочной продукции, выращивает зерновые и овощи. 90 процентов наших механизаторов и водителей, овощеводов — выпускники Вилейского ПТК.
Хотелось бы, чтобы эти кадры оставались, но они уходят в армию. Мы их провожаем, дарим ценные подарки, просим возвращаться, но возвращаются не все. Сельское хозяйство — это работа от рассвета до заката, и бывает, что без выходных. Вот Андрей у нас работал на каникулах помощником комбайнера, знает. Кстати, занял третье место в соревновании.
Валентин Савенок: Есть постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2000 г. № 1359 “О мерах по улучшению обеспечения сельскохозяйственных организаций кадрами специалистов” (в редакции постановлений Совмина) и письмо Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 18 марта 2011 года “О доплатах специалистам”. Оно касается специалистов среднего звена агропромышленного комплекса, то есть выпускников колледжа и вуза. Если бы наниматели выступили с предложением дополнить это постановление, распространив его положения на молодых рабочих, это способствовало бы закреплению молодежи из числа молодых рабочих. Когда мы проводили анкетирование, многие сетовали на отсутствие этой нормы.
Игорь Колесник: Мы стараемся, как можем, мотивировать и механизаторов, и животноводов. Отслужил механизатор, вернулся, женился — получил коттедж со всеми удобствами. Жилье служебное, но с правом выкупа, человек может переоформить на себя кредит.
Валентин Савенок: Важный момент: рабочий приступил к работе — через три-четыре месяца призыв в Вооруженные силы. По нашей статистике, 70—80 процентов после демобилизации на сельхозпредприятия не возвращаются.
Нужна инициатива сельхозпроизводителей на отсрочку от призыва для своих работников. Пусть человек поработает два-три года, привыкнет, а, возможно, обзаведется семьей. Тогда больше шансов, что он вернется в село.
Не надо учить “на пальцах”
Игорь Колесник: Сейчас идет реорганизация молочных ферм, установка нового оборудования. Базы для обучения операторов машинного доения новым технологиям нет. То же с обучением механизаторов: получаем энергонасыщенные трактора, современные зерноуборочные комбайны. Надо, чтобы у колледжа была возможность обучать специалистов на такой передовой технике.
Валентин Савенок: Мы планируем решать этот вопрос при помощи ресурсных центров, которые созданы или будут создаваться в каждой области. Ресурсный центр концентрирует и обеспечивает доступ к дефицитным и дорогостоящим ресурсам учащихся нескольких учреждений образования, независимо от их подчиненности и формы собственности.
Игорь Китиков: Дополню, потому что часто езжу в Германию. Видел в мастерской металлообработки немецкого колледжа стоящий без дела современный станок. Из тех, что под контролем компьютерной программы выполняет сразу десяток операций. Спрашиваю, почему оборудование простаивает. Говорят, купили несколько лет назад, но с тех пор эта техника изменилась, а колледж не может себе позволить часто обновлять такое дорогое оборудование. Поэтому дает базовые знания на простых станках, а дальше рабочих учат предприятия.
Надо реально смотреть на свои финансовые возможности, поэтому мы работаем с ресурсными центрами. И, конечно, с предприятиями — заказчиками кадров.
Нужна ли рабочему география?
Геннадий Пальчик: Хочу спросить учащихся об отношении к предметам, которые называются общеобразовательными. Как вы считаете, тот объем знаний, который вам дают, пригодится или нет? Не мешают ли вам получать основную профессию?
Вероника: Всегда нужно знать общеобразовательные предметы. Географию, например — чтобы знать, куда съездить на курорт. Знание русского языка — это грамотность, математики — точный счет...
Геннадий Пальчик: Да, сейчас никто не может знать, захотите ли вы со временем получить высшее образование или нет. Андрей, вы выбрали техническую специальность, то есть в случае продолжения образования будете сдавать ЦТ по математике и физике. Проведите самооценку: ваших знаний хватает для сдачи тестирования?
Андрей: Думаю, да. Здесь хороший уровень преподавания, и я стал учиться лучше, чем в школе. Базовую школу окончил со средним баллом аттестата 6,6, сейчас мой рейтинг 7,6.
Валентин Савенок: 75 процентов родителей за то, чтобы давать детям общее среднее образование. Но ведь можно давать разное насыщение общеобразовательной подготовки под каждую профессию. И предоставить право учащимся выбирать траекторию: или получить профессию без получения общего среднего образования, или изучить профильные предметы, или получить полноценное общее среднее образование, если учащийся планирует поступать в вуз.
Геннадий Пальчик: Позвольте подвести итог нашей встречи: конечно, хорошие впечатления от учебно-методической и материально-технической базы Вилейского ПТК, заслуживают внимание инициативы руководителя и преподавательского состава, приятно отметить высокие потенциальные возможности учащихся. Но вот мы спросили у Андрея, что он заработал во время учебы, ожидая ответа о полученных во время практики, работы в мастерских и на каникулах деньгах. А сам Андрей экспромтом, не задумываясь, сказал о другом: опыт. Наша задача — сделать так, чтобы у учащихся появилось как можно больше возможностей приобретать опыт, необходимый как для профессиональной деятельности, так и для жизни.
|