Чиновник: нелегалов в Эстонии часто обнаруживают бдительные граждане
Если нелегально проживающий в Эстонии человек не занимается криминальной деятельностью и не создает бытовых проблем, то его довольно трудно вычислить. В работе миграционной службы важное значение имеет помощь обычных людей, которые, например, звонят в полицию и просят проверить подозрительных соседей по квартире, говорит руководитель отдела миграционного надзора Департамента полиции и погранохраны Тоомас Куузе.
-- Ежегодно в декабре отмечается Международный день прав человека. Одним из прав человека является право на передвижение и выбор местожительства; каждый человек имеет право искать убежище в других странах от преследования и пользоваться этим убежищем. О том, насколько привлекательна для беженцев и иммигрантов Эстония, Тоомас Куузе рассказал в интервью порталу rus.err.ee.
-- Новые иммигранты проявляют интерес к самой Эстонии, или это для них перевалочный пункт по пути в Европу?
-- Конечно, к Эстонии проявляют интерес, но поскольку у Эстонии есть хорошие соседи, то к ним проявляется еще больший интерес. В таком положении находятся все новые члены Евросоюза.
-- Что влияет на интенсивность миграции?
-- На миграцию влияют социальные пособия, численность национальной общины, численность населения страны. Если взять, к примеру, мигрантов африканского происхождения, то Эстония не представляет для них интереса, поскольку здесь нет их национальной общины, в отличие от Германии и Франции.
Интерес к Эстонии небольшой
Любой приезжающий в страну, разумеется, хочет получить часть благ социальной системы, работу. Беженцев интересует размер суточных, а он в Эстонии в 4-5 раз меньше, чем в Швеции или Финляндии.
Большая часть тех, кто изначально ходатайствует об убежище в Эстонии, перемещаются затем в другие государства Евросоюза, в Эстонии их остается мало.
-- Сколько было подано ходатайств за последние два года?
-- За 11 месяцев этого года 73 заявления, за весь 2011 год в Эстонии было подано 67 заявлений. Если взять, к примеру, Францию или Швецию, то там подается 50 000 — 60 000 заявлений в год.
По европейским правилам, производство о предоставлении убежища ведется в той стране, куда человек въехал в самом начале. Если он ходатайствует об убежище в Эстонии, но на самом деле его целью является Германия, то Германия все равно высылает его обратно в Эстонию.
-- Предлагают ли вам взятки за вынесение положительного решения?
-- Мне лично не предлагали. Но, конечно, с этим может сталкиваться любой чиновник – люди ждут положительного решения или снижения контроля. Чиновники миграционного отдела, конечно, тоже с этим сталкиваются, но действуют по закону.
-- Это видно, если ходатайствующий об убежище человек лжет?
-- Сразу видно, хочет ли человек сотрудничать. Если человек хочет в Эстонии что-либо получить, он должен сотрудничать, чтобы это получить. Если человек не хочет сотрудничать, не отвечает на вопросы, если он затрудняется ответить на какие-то вопросы, которые могут быть очень важными, то возникает резонный вопрос — почему и зачем он так себя ведет?
-- Сколько людей пересекает границу незаконно?
-- По данным пограничников, задерживают около тысячи нелегалов в год. Около 70 человек затем ходатайствуют о предоставлении убежища, остальные находятся в стране незаконно. Часть из них высылается из страны, часть получает возможность вновь ходатайствовать о виде на жительство.
-- Можно ли по необходимости временно восстановить пограничный контроль?
-- Временный контроль на границах можно в особых целях установить в любое время, – например, как это было в 2011 году во время встречи министров иностранных дел стран НАТО. Но для этого государство должно подать специальное ходатайство. Просто так пограничный контроль восстановить не разрешат, нужно очень веское обоснование.
Эстония – не полицейское государство
-- Можно ли предположить, сколько нарушителей не поймано?
-- Любые предположения будут спекуляцией. Это как предполагать, сколько человек едет в автобусе без билета. Могу лишь предположить, что ловится меньшая часть нарушителей. Если человек находится в стране незаконно, но не занимается криминальной деятельностью и не создает бытовых проблем, то его трудно обнаружить.
-- Если, например, человеку из Латвии или Финляндии запрещен въезд в Эстонию, как можно проверить, что он не пересекал границу?
-- Есть разные возможности контроля. Человек может попасться дорожной полиции при проверке документов. Периодически проверяются автобусы. Есть межгосударственное сотрудничество – можно попросить коллег проверить, находится ли человек дома.
В нашей работе важное значение имеет помощь обычных людей. Например, иногда звонят в полицию и говорят, что в соседней квартире поселились подозрительные люди, — нельзя ли приехать проверить? Так часто ловят нелегалов.
-- У нас на улицах проводится проверка документов?
-- Документы проверяются в рамках разумного. У нас ведь не полицейское государство.
-- Летом на улицах Таллинна встречались цыгане. Куда они пропали?
-- Сейчас холодно, они вернулись в Румынию. Граждане Евросоюза могут до трех месяцев находиться в стране без регистрации. Румынские цыгане приезжают зарабатывать деньги, но способы заработка разные. Они могут попрошайничать, предлагать на продажу какие-то вещи. Полиция занималась ими, но особенных проблем не было – в этом году цыганам было выдано менее 10 предписаний покинуть страну.
-- Встречаются ли вам жертвы мошенничества?
-- Те, кто ходатайствует об убежище, часто попадают в лапы контрабандистов или торговцев людьми. Они просто покупают себе возможность приехать в Европу, но случается так, что человека привозят к границе города и говорят ему, что это Стокгольм. А это оказывается Таллинн. Человек очень разочаровывается, когда узнает в полиции, что он не в Стокгольме.
Я сам работал с такими людьми, это были выходцы из Африки, которые в принципе не знали здешних мест. Они очень разочаровываются, потому что хотели просить убежища в Стокгольме, а Эстония им не интересна. Такие просят отправить их назад, чтобы попробовать еще раз. Если человек бежит не ради спасения своей жизни, то он выбирает конкретную страну, Эстония им не нужна.
-- Получается, если даже человек принудительно выслан, то все равно есть возможность вернуться?
-- Если законных препятствий нет, то почему он не может вернуться? Если человека когда-то выслали, это не означает, что въезд в Эстонию ему заказан.
-- То есть работа ведется без эмоций?
-- В законе про эмоции ничего не сказано.