Работа долгая и кропотливая
Беларусь и Россия будут вместе заниматься поддержкой народных промыслов
Памятники культуры, если их вовремя не реставрировать, могут разрушиться. Похожая судьба ждет и народные художественные промыслы, если им вовремя не подставить широкое плечо государственной поддержки, уверены эксперты. Основная дискуссия разворачивается вокруг вопроса, в какой степени эта сфера является искусством и в какой — бизнесом. С одной стороны, в самом слове «промыслы» заложено их назначение: наши предки, вырезая деревянные ложки или раскрашивая глиняные свистульки, пытались таким образом заработать на жизнь. Сегодня изделия народных мастеров уже не являются вещами, необходимыми в каждом доме, а без устойчивого сбыта трудно рассчитывать на сохранение традиций. В России, например, многие уникальные промыслы просто исчезли. А тем, которые еще существуют, сегодня приходится очень нелегко.
В этом смогли убедиться представители белорусских и российских СМИ во время пресс-тура, организованного Постоянным комитетом Союзного государства и РИА «Новости». В Нижегородской области, где сосредоточена треть народных промыслов России, это направление пытаются тесно увязать с развитием туризма. «Именно промыслами мы отличаемся от других регионов. Везде есть Волга, многие города славятся своими купеческими традициями, во многих есть кремль, но такого количества промыслов, как у нас, нет, — поясняет замминистра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Владимир Селезнев. — И основные туристские центры связаны именно с народно-художественным искусством». Между тем из 35 промыслов, действовавших ранее, в регионе осталось только 25. «В стране никак не могут решить, кто будет курировать эту отрасль и что с ней делать: то ли это культура, то ли промышленное производство, — заметил представитель администрации. — Сейчас предприятия рассматриваются как промышленные и все налоги они оплачивают, как обычный автозавод. В этом гигантская проблема».
По некоторым оценкам, объем реализации изделий народных промыслов за год составляет в России около 5 млрд. российских рублей. «Если сравнить с бюджетом страны, это несерьезно. Поэтому бизнеса тут никакого нет, — утверждает заместитель генерального директора Павловопосадской платочной мануфактуры Вячеслав Долгов. — Наша фабрика самая крупная по обороту, около 600 млн. российских рублей, но этот объем даже на средний бизнес с трудом тянет». Впрочем, Павловопосадская платочная мануфактура — одно из немногих предприятий народных промыслов, которое является самоокупаемым и рентабельным.
Сегодня основная головная боль для предприятий — огромная налоговая нагрузка. Дело в том, что, в отличие от обычного промышленного предприятия, на фабриках художественных промыслов фонд оплаты труда в себестоимости доходит до 60—80 %, поскольку многое делается вручную. «У нас налоговое бремя на рубль выпущенной продукции получается больше, чем в любой другой отрасли народного хозяйства, — рассказал глава местного самоуправления городского округа Семеновский Николай Коротков. — Это самая больная проблема, которая сегодня существует». Фабрика «Хохломская роспись», которая находится в городе Семенове, столице золотой хохломы, — самая крупная по количеству работающих в этой сфере. Однако молодых специалистов здесь немного, несмотря на государственную поддержку. В частности, есть возможность получить жилье, которое через 10 лет работы переходит в собственность. Предприятию также выплачиваются субсидии на оплату электроэнергии и газа, однако этого недостаточно, подчеркивает Николай Коротков. Огромный разрыв между налоговым бременем и государственной поддержкой не позволяет фабрике развиваться: в последние годы зарплата здесь не растет, и ее средний уровень составляет около 10 тыс. российских рублей.
Вторая серьезная проблема, на которую обращают внимание эксперты, — отсутствие системы реализации. В России с ностальгией вспоминают те времена, когда существовали плановые государственные закупки, работали магазины «Березка» и «Интурист». В этом смысле белорусским предприятиям народных промыслов повезло больше: их изделия можно встретить практически в каждом крупном магазине страны. Что касается России, то там специализированные государственные магазины можно, пожалуй, пересчитать по пальцам одной руки. Одно из плачевных последствий отсутствия системы сбыта — существование огромного количества подделок. Это может быть чистый контрафакт, как в случае с павловопосадскими платками: в магазинах можно найти изделия со схожим рисунком, выполненные из полиэстера, хотя на этикетке заявлено 80 % шерсти. Люди охотно покупают такие платки, поскольку они достаточно дешевые. На фабрике предполагают, что эту продукцию выпускают в Китае и Турции. Подделками специалисты называют и изделия художников, которые в свое время работали на предприятиях, но потом решили заняться собственным бизнесом. «Около 90 % расписных изделий на территории Городца — это подделки, выполненные надомниками, их непросто отличить от оригинала, — говорит заместитель директора ЗАО Фабрика «Городецкая роспись» Вячеслав Грушин. — Неизвестно, какими красками и материалами они пользуются. Наши мастера несут ответственность за свое изделие, здесь мы применяем экологически чистую продукцию». Актуальна эта проблема и для хохломской росписи: говорят, что в фабричную посуду можно наливать и холодное, и горячее, а вот с подделками это проделывать небезопасно.
«Фабрики тратят деньги на сертификацию продукции, дорогие лаки и краски, используют ручной труд. Мы видим два решения, как им помочь. Это специальный режим налогообложения и развитие системы продаж», — подчеркивает Владимир Селезнев. И добавляет: «Главное — сохранить предприятия». По мнению российских специалистов, государство упускает очень многое на этом направлении. В старинном селе Палех, откуда родом знаменитая лаковая миниатюра, вспоминают, как ценила это искусство советская власть. В годы после революции русские народные промыслы, которые пользовались большим спросом за границей, приносили в государственную казну немалые суммы, а в годы Великой Отечественной войны за эти деньги закупалось оружие. «Художникам платили немного, но их ценили и уважали, поэтому они выбирали для своих миниатюр такие темы, которые нравились государству. И художники искренне во все это верили», — рассказывает заместитель директора Государственного музея палехского искусства Ольга Колесова.
Государственный заказ — еще одна серьезная тема для разговора. Например, раньше в России Министерство культуры заключало с предприятиями договоры, которые гарантировали покупку уникальных произведений народного творчества. Это была весомая поддержка, стимулирующая художников к созданию высококачественных изделий. Кроме того, широко применялась практика закупки изделий народных промыслов для государственных нужд — прежде всего в качестве подарков для дорогих гостей. Например, на фабрике «Хохломская роспись» гордятся тем, что их продукция преподносится президентам, главам правительств, министрам и другим высокопоставленным чиновникам. В прежние годы существовал также опыт проведения крупных международных ярмарок с поддержкой государства.
Фото: Татьяна КОЗЛОВА
--------------------------------------
Кстати
Как сообщает РИА «Новости», президент РФ Владимир Путин подписал поправки в закон, направленные на усиление мер государственной поддержки народных художественных промыслов и повышение эффективности их использования.
Законом вводится понятие «художественно-стилевые особенности народного художественного промысла». Под ними будет пониматься совокупность средств художественной выразительности, приемов мастерства и традиционной технологии изготовления изделий народного художественного промысла, исторически сложившихся под влиянием культурных, социальных и природных факторов места его традиционного бытования.
Устанавливается запрет на отнесение к изделиям народных художественных промыслов изделий, при изготовлении которых заимствованы художественно-стилевые особенности, характерные для определенного народного художественного промысла, но изготовлены не в месте его традиционного бытования. Также запрещается перепрофилировать деятельность организаций народных художественных промыслов в случае смены собственника.
Кроме того, предусматривается возможность отнесения мест традиционного бытования народных художественных промыслов (достопримечательных мест) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры).
--------------------------------------
Всем миром
Постоянный комитет Союзного государства (ПК СГ) предлагает проводить совместную белорусско-российскую выставку-ярмарку по тематике художественных промыслов. «Мы могли бы за счет средств союзного бюджета оплачивать проезд и проживание мастеров, — заметил начальник отдела социальной политики ПК СГ Иван Янович. — Есть, конечно, «Славянский базар», но там промыслы все-таки в тени основных событий. А можно сделать специальную выставку-ярмарку с привлечением туристов, с ориентацией на это событие туристических фирм». Кроме того, не исключается возможность поддержки за счет бюджета Союзного государства различных тематических конференций с участием специалистов двух стран, проведения мастер-классов для молодежи. Иван Янович предположил, что все эти вопросы могут войти в повестку заседания рабочей группы по развитию сотрудничества в сфере культуры, созданной министерствами культуры Беларуси и России с участием Постоянного комитета СГ. «Рассчитываем, что к нам поступят обоснованные предложения: какие вопросы рассмотреть, какие решения принять, — заметил представитель комитета. — Министерства культуры должны выступить государственными заказчиками на проведение ярмарок-выставок и конференций».