Физкульт-Ура!

Источник материала:  


В системе среднего образования ищут «внутренние резервы»: за счет чего усилить программу по физике, математике и т.д.? Продлить каникулы? Сделать рабочей субботу? Тем временем некоторые родители с удивлением заглядывают в расписание уроков. Как, скажем, наша читательница из Рогачева. История в общем–то житейская: две ее дочери по здоровью вынуждены заниматься физкультурой в спецмедгруппе. Нюанс в том, что учебный час по расписанию они просиживают впустую, зато в пятницу после уроков обязаны к восьми вечера приходить на отдельное 45-минутное занятие. Подтверждает и директор школы: на основных уроках такие ребята... помогают учителю — постоят с секундомером, подсчитают количество приседаний-отжиманий одноклассников, а сами занимаются по облегченной программе дополнительно. А ведь, возмущаются родители, после уроков у детей музыкальная школа, репетиторство по предметам, подготовка к поступлению... Как втиснуть в этот плотный график еще и «внеурочную» физкультуру? И надо ли?


В ответе за всех


Для начала разберемся, чем одна медицинская группа по физкультуре отличается от другой. Всего специалисты их выделяют четыре. Первая, основная, рассчитана на детей с достаточной физической подготовкой, у которых нет совсем или есть незначительные отклонения в здоровье. Вторая группа — подготовительная. Для ребят с низкой физподготовкой или ослабленных после болезни. В третью, специальную медицинскую, входят школьники с хроническими недугами, то есть в основном дети с третьей группой здоровья. А вот на лечебную физкультуру направляют тех, у кого тяжелая хроническая патология либо обострение болезни. Занятия для таких ребят проходят только на базе лечебного учреждения. Ирина Сикорская, главный специалист Минздрава по лечебной физкультуре, обращает внимание на важный момент: группы — система динамичная, в зависимости от состояния ребенка могут переводить из одной в другую даже в течение учебного года.


Сколько ребят сегодня занимаются у нас в спецмедгруппах, точной статистики нет. Но сам за себя говорит факт: в некоторых школах их по 6 — 8! В основном здесь школьники с нарушением осанки. Немало и ребят с проблемами сердца, почек, зрения, есть астматики. Таким детям даже рекомендуют общеукрепляющие упражнения для сердечно–сосудистой системы и опорно–двигательного аппарата три раза в неделю. А за школами остается право самостоятельно определять, как часто в расписании ученика с СМГ появится «физра».


Но если подготовительная и основная группа без проблем объединяются на одном уроке, почему нельзя к ним присоединить и третью? Оказывается, и здесь есть четкие правила. Еще в 1990–х годах, разрабатывая рекомендации по работе со спецмедгруппами, три министерства — образования, спорта и туризма и здравоохранения — пришли к выводу: таким детям требуется ежесекундное внимание учителя. Вдруг кому–то резко станет плохо? Причем на одном занятии могут присутствовать не более 8 — 12 учеников. Отпустить с урока? Исключено, ведь никто не снимает с учителя ответственности за жизнь и здоровье ребенка. Вот педагоги, подстраховываясь, и приходят к вполне разумному решению — «пусть лучше пока посидит на скамейке».


Повинность или благо?


В школах в спецмедгруппах занятия ведут обычные физруки. Тут все верно, ведь университетская квалификация обычно это позволяет. Да и, как говорится, кто, кроме них?


...Николай Кунцевич, учитель физической культуры и спорта минской средней школы № 10, готовится к уроку с СМГ 10 — 11–х классов (ребят часто объединяют в группы по возрасту). И у педагога, и у школьников это уже седьмой учебный час на сегодня. Старшеклассники не скрывают: многие на такое занятие просто не доходят — готовятся к экзаменам, занимаются в музыкальных или художественных школах. Да и как тут полюбишь физкультуру, когда почти все одноклассники уже дома, а ты еще торчишь в спортзале?


Николай Николаевич объясняет: не вводить для спецмедгруппы дополнительные часы теоретически можно, если в классе урок будут вести сразу два учителя — один с основной группой, второй с СМГ. Но возможно ли это? Вполне, и такая практика уже есть, утверждает Татьяна Быстрая, начальник отдела по физическому воспитанию в учреждениях дошкольного, общего среднего, профессионально–технического и среднего специального образования Республиканского центра физического воспитания и спорта учащихся и студентов. Правда, в основном речь о Минске. «В рекомендациях к занятиям по физической культуре предусмотрена возможность организовать урок параллельно в специальной медицинской и основной группах. Для этого нужна материально–техническая база и педагогические кадры. Как вариант, есть учителя, которые ведут только спецмедгруппы в двух — трех школах. Некоторые учреждения образования привлекают студентов спортивных и педагогических вузов для занятия с основной группой, пока квалифицированный учитель физкультуры работает с СМГ».


Особенность спецмедгруппы еще и в том, что таким ребятам не ставят отметки — только зачет–незачет, а значит, и на балл аттестата физкультура не влияет. Тут–то находчивые старшие школьники и начинают демонстрировать, как динамична эта система. К 11–му классу все стараются перевестись в подготовительную группу, чтобы повысить свои шансы на поступление, мол, «по физре уж точно плохую оценку не поставят». Вот учителя физкультуры и признают, что приходится в первую очередь ориентироваться на самочувствие ребят. Ведь при таком раскладе нельзя быть уверенным, что даже в основной группе всем можно давать одинаковую нагрузку. А есть старшие классы, где из 24 человек с основной группой только... четверо–пятеро. Остальные — или подготовительная, или СМГ. Тут уж учителю каждую минуту нужно быть начеку. Отмечают педагоги и грустную тенденцию: дети быстро привыкают к мысли, что им физкультурой можно заниматься лишь по самому минимуму, в итоге перестают справляться и с ним. Ничего хорошего в этом, согласитесь, нет. Как метко заметил один из преподавателей, человек подобен реке: перестанет течь — и утрачивает свою жизненную силу...


Впрочем, за школой, утверждают в Минобразования, всегда остается выбор: поставить занятие для спецмедгруппы до основных уроков, после или во время. Мол, так было всегда. Физвоспитание — обязательный компонент в здоровье ребенка, не устают повторять врачи. Но чтобы физкультура не превращалась в повинность, может, следует каждой из сторон пойти на компромисс?


Справка «СБ»


Нынче 85,5 процента школьников имеют 1–ю и 2–ю группу здоровья (из них абсолютно здоровыми признаны 27,3 процента). 14,5 процента — ту или иную хроническую болезнь. Причем эта цифра растет по мере обучения: если в 11 лет 3–ю группу здоровья имеют 12,6 процента ребят, то в 15 — 17 лет — уже более 18 процентов. У каждого десятого нарушена острота зрения, у каждого шестнадцатого — осанка.

Автор публикации: Ольга ПАСИЯК

Фото: Александр РУЖЕЧКА

←Новый год прошел, но время загадывания желаний не закончилось.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика