Тише едешь — дальше будешь!
Зима — самая экстремальная пора года, которая требует от пользователей дорог особых навыков вождения автомобиля
Накануне холодов водители традиционно готовят своего «железного друга» к зиме: меняют масло, антифриз и резину, проверяют аккумулятор, запасаются незамерзающей омывайкой, скребком для очистки стекол от льда и т.д. Таким образом, с технической точки зрения автомобиль к зиме подготовлен. Однако готовы ли сами водители к изменившимся условиям движения? Увы, но сводки дорожно-транспортных происшествий, особенно в первые снегопады, свидетельствуют об обратном. Вот наиболее часто звучащие формулировки: «не справился с управлением», «не учел сложных метеорологических и дорожных условий». Результат — гибель людей, искалеченные судьбы и здоровье, поврежденные авто.
У многих водителей бытует мнение, что дорога независимо от времени года должна иметь чистую, так называемую «черную» проезжую часть и обеспечивать безопасные условия движения с максимально допустимым на ней скоростным режимом. Но в действительности это далеко не так. Зимняя скользкость образуется практически одновременно на значительном протяжении, а ее устранение связано с существенными затратами времени, технических и трудовых ресурсов, что обусловлено выполнением большого объема работ в сложных условиях. Попросту говоря, одновременно обработать либо очистить от снега все трассы невозможно. Поэтому в Правилах дорожного движения прямо говорится, что при выборе безопасной скорости движения водитель должен учитывать дорожные и метеорологические условия и принимать в случае необходимости меры к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства. В любое время года, но особенно в зимний период, человек, управляющий автомобилем, как средством повышенной опасности, должен понимать, что дорожная обстановка может измениться в любой момент и к этому нужно быть готовым. Опытные водители знают, что зимой особенно опасны такие участки, как повороты, мосты и путепроводы, места вблизи автобусных остановок, перекрестки, пешеходные переходы. Кроме того, в осенне-зимний период рано темнеет, что усложняет ситуацию: ограниченная видимость вкупе с погодными условиями обязывает водителя быть вдвойне внимательным и осторожным. В такой обстановке человек за рулем должен выбрать адекватный скоростной режим. Ведь далеко не всегда разрешенный скоростной режим 90, 100 и 120 км/ч будет безопасным.
Директивные сроки
В средствах массовой информации, на многочисленных форумах в сети Интернет часто звучат упреки в адрес дорожных служб: дескать, опять зима для них пришла неожиданно, трассы не расчищены, движение затруднено. Между тем при их зимнем содержании эксплуатационные службы руководствуются требованиями соответствующих нормативных документов, которые строго регламентируют директивные сроки обработки покрытия противогололедными материалами и его очистки от снега. При этом в основу таких требований заложен принцип рационального использования материально-технических и финансовых ресурсов. Следует отметить, что все дороги разделены на пять уровней требований к их эксплуатационному состоянию в зависимости от народно-хозяйственного и административного значения, а также от интенсивности движения. Так, к магистралям первого уровня требований (интенсивность свыше 3000 транспортных единиц в сутки) относят, к примеру, дороги, соединяющие столицу с Национальным аэропортом и областными центрами, а также последние между собой. А, к примеру, пятый уровень требований — это местные трассы с интенсивностью движения менее 100 машин в сутки. Исходя из этой градации установлены и сроки для обработки покрытия противогололедными материалами и его очистки от снега. В частности, дороги, соединяющие Минск с областными центрами (1-й уровень требований), должны быть полностью обработаны ПГМ в течение 3 часов с момента образования гололеда, а проезжая часть в данном случае освобождена от снега не позднее 4 часов с момента окончания снегопада или метели. Данные требования установлены для обычных погодных условий, в экстремальных — нормативные сроки увеличиваются вдвое. Указанные временные промежутки относятся только к важнейшим дорогам страны, на других они увеличиваются: чем меньше значимость трассы и интенсивность движения, тем больший срок отводится на работы по ее зимнему содержанию. Нужно отметить и тот факт, что, в случае если гололедица не ликвидирована в установленные сроки, скорость движения транспорта может быть ограничена до 30 км/ч. Минувшей зимой дорожники прибегали к такой практике: на отдельных участках МКАД и некоторых других трассах скоростные режимы ограничивались отметкой 70 км/ч, так как в сильные морозы снижалась эффективность противогололедной смеси. И еще один немаловажный момент: за ДТП, произошедшие в период выполнения работ по устранению зимней скользкости во время выпадения осадков и до наступления директивного срока дорожные организации ответственности не несут.
В онлайн-режиме
На Интернет-сайте «Белавтодора» (http://belavtodor. belhost.by) имеется возможность просмотра оперативной информации об условиях проезда по данным дорожно-измерительных станций. Пользователи могут ознакомиться с дорожной обстановкой (фотоизображения, температура воздуха, температура покрытия, вид осадков, видимость, состояние покрытия) на основе данных с 39 ДИС, установленных на республиканских магистралях. Информация также доступна по прямой ссылке: http://i.centr.by/inforoads. В ближайшее время планируется дооснастить системами видеонаблюдения еще 16 ДИС. Таким образом, просмотр информации станет возможным с 55 ДИС.
«Белавтодор» также напоминает, что на въезде на магистрали республиканского значения с индексами «Р» и «М» имеются информационные щиты с указанием ее владельца и телефонного номера его диспетчерской службы. Если у вас имеются какие-либо претензии к трассе или важная информация относительно условий передвижения, не поленитесь набрать номер диспетчера — будьте уверены, информация не останется без внимания и может оказаться полезной. К слову, сейчас прорабатывается вопрос о создании единого короткого телефонного номера диспетчерской службы для всей республиканской сети.
Наибольший эффект
По расчетам специалистов, именно зимнее содержание является наиболее эффективной сферой дорожной деятельности. Один рубль, вложенный в очистку покрытия от снега и обработку трасс противогололедными материалами, приносит многократную отдачу. Экономисты объясняют столь высокую эффективность следующим. В зимний период при неосуществлении указанных выше работ скорость движения может снизиться в несколько раз, а в некоторых случаях оно и вовсе прекратится. В результате этого возрастет количество ДТП, увеличатся расходы как перевозчиков пассажиров и грузов, так и владельцев личного транспорта за счет большего потребления горюче-смазочных материалов, износа машин, потребности в запасных частях и обслуживании и т.д. Поэтому самой важной задачей дорожной службы в зимний период является обеспечение круглосуточного бесперебойного и безопасного движения. Для ее решения организации отрасли располагают необходимыми материально-техническими ресурсами, которые позволяют обеспечить устранение зимней скользкости в установленные директивные сроки. Вот и к нынешнему сезону заготовлено необходимое количество противогололедных материалов, приведена в порядок снегоуборочная техника, организовано круглосуточное дежурство эксплуатационных служб. Какие бы препятствия ни чинила стихия, транспортные артерии должны работать бесперебойно, а их пользователи — получить возможность безопасного и комфортного проезда. Именно на эти задачи ориентирует сегодня «Белавтодор» отраслевые предприятия. Хотелось бы, чтобы участники дорожного движения в свою очередь адекватно оценивали работу и реальные возможности дорожных служб. Ваша безопасность, жизнь и здоровье зависят в первую очередь именно от вас самих. И не забывайте народную мудрость: «Тише едешь — дальше будешь!»