Дмитрий Перс: Нравственность — залог здоровья и счастья
Как когда-то говорил Оноре Бальзак – «Семья всегда будет основой общества». И это очевидно, что залогом стабильности любого общества во все времена были крепкие и стабильные семьи. И как только разрушался институт семьи, то сразу же терпело крах и общество в целом. Это вполне можно просмотреть на истории многих государств – Рима, Греции, Египта, Вавилона и т.д. Список исчезнувших цивилизаций весьма обширен. Так же доказательством этому послужат не только мысли и высказывания великих людей, начиная с самого зарождения человечества, но и многотомные исследования в этой области.
Приведу пару примеров, дабы не быть голословным. Альбер Камю — «Те, кто любят истину, должны искать любви в браке, то есть в любви без иллюзий», Виктор Гюго – «Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья — это кристалл общества», Цицерон — «Брачный союз — первая ступень человеческого общества», Шамфор «Брак следует за любовью, так же как дым за пламенем». И, несмотря на то, что по идее этот факт даже не может вызывать сомнения, находятся силы, пытающиеся подвергнуть сомнению и порицанию сами основы общества, ударяя по семейным и традиционным ценностям. Собственно, в цикле своих работ я и попробую раскрыть полностью как суть самого понятия семья, так и те методы, к которым прибегают враждебные человечеству силы.
Речь, конечно же, пойдет вовсе не о мировых заговорах и тайных сектах, а о самой сути методов и деятельности вырожденцев, пытающихся препятствовать нормальному и полноценному развитию общества. Начну я с самых азов любого социума – семьи. Если семья залог здорового общества, то залог здоровья семьи – нравственность. О ней и пойдет речь в первой моей статье.
Для начала определимся, что понимается вообще под нравственностью, дабы избежать в дальнейшем непонимания в ходе рассуждений. Итак, нравственность — это основной способ регуляции жизни человека в обществе, охватывающая морально-этические взгляды, спектр чувств, жизненную ориентацию и т.д. Одним словом, нравственность является критерием и источником всех качеств человека, деля их на «хорошо» и «плохо». Соответственно, только нравственный человек, в силу своих качеств, может создавать семью, которая будет полноценной для общества, так как, говоря простым языком, он в созданную им семью и перенесет все свои качества. Правда, определение в достаточной степени размыто, что вызывает полемику и часто приводит к мысли, что нравственность — это какое-то неустойчивое и не являющееся универсальным понятием. Поэтому, во избежание демагогии, мы будем рассматривать в ходе рассуждения нравственность в более узком смысле данного слова, а то есть набор таких качеств, как: целомудрие, честность, воздержанность, порядочность, воспитанность и другие благодетели человека. С самим понятием нравственность мы в какой-то степени определились, и именно в какой-то, так как для дальнейших моих повествований более глубокого понимания данного вопроса не потребуется. Теперь и перейдем непосредственно к, скажем так, семейной нравственности, или к тем самым качествам, которые необходимы человеку для создания полноценной семьи.
Начнем с того, что рассмотрим отношение к нравственности в различные эпохи. Так мы сможем проследить, что и как менялось в понятии нравственности, понять, зачем она вообще нужна и, как следствие, ответить на многие вопросы, сложившиеся в современности.
Обращаясь к Карамзину и его труду «История государства Российского», мы видим, что в третьей главе с самых первых строк он цитирует источник, утверждающий о целомудрии славян, об их устойчивых родовых отношениях, о жестком воспитании и т.д. Далее по тексту он неоднократно упоминает аналогичное, но уже от разных источников и народов. То есть, по мнению многих народов, наши предки вполне себе блюли благодетели, свидетельствующие о нравственности в брачных узах. Это касается и остальных народов на пике их развития. Пока была нравственность, целомудрие, чистота общество росло и развивалось. Также можно обратиться к науке другого рода – культурологии, так, например, Михалева в своем труде «Девичество как феномен русской культуры» отчетливо указывает на тот факт, что целомудрие для девушки было культом, сопровождающимся всеми соответствующими обрядами, ритуалами и традициями. Девушку выдавали замуж исключительно девственницей, да и само понятие невесты в прямом смысле означает – «непознанная мужчиной». Девушек того времени, начиная с 15 лет и до замужества величали по имени отчеству, выказывая таким образом уважение и подчеркивая то, что им предстоит выполнить свое предназначение в роли матери.
И доказательства наличия нравственности не исчерпываются этими двумя трудами. Так, например, в своем блоге «Перуница» человек упоминает о наказаниях, следовавших за распутство, а также приводит описание обряда новобрачных, когда после первой брачной ночи, в случае не обнаружения следов невинности, девушка, как и ее родители, подвергались порицанию. Также и на богах, как основе понимания мира, не могло не отразиться отношение к невинности. Например, у Греков богини Афина, Артемида и Гестия были девственницами, а, например, в Древнем Риме, весталки, служившие богине Весте, были воздерживающимися в обязательном порядке. Также интересными будут труды Нордау о вырождении, где он прослеживает все возможные причины упадка, и уделяет немало внимания нравственности, которая способствует выбору наиболее здоровой пары и нормальному воспитанию потомства. Не менее интересными для изучения данного вопроса окажутся работы Гумилева и его рассуждения на тему свободной любви и ее отрицательного влияния на общество в целом и на отдельного индивида. И примеров таких я могу привести не сто, и даже не тысячу.
Но стоит отойти от научных трудов и работ, как натыкаемся на целую группу шарлатанов, торгующих идеей и искажающих действительность. Чтобы невольно их не прорекламировать ссылки на них давать не буду, но отмечу, что как это ни странно, но ими оказываются почему-то всегда коммерсанты. Множество сайтов, рекламирующих продукцию или процедуры по омоложению, уходом за телом, пластические операции и другие искусственные вмешательства, распространяют лженаучные факты о порочности человека во все времена. Например, доктор Х, назовем его так, на своем портале, занимающимся абортами, лечением заболеваний передающихся половым путем и т.д. усиленно муссирует тему славянской безнравственности. Я думаю, уважаемые читатели, вы догадываетесь, в каком свете и почему он это делает. Как он растекается письмом по древу, в попытках доказать, что разврат и похоть это естественное и нормальное состояние человека. Но, как и следовало ожидать, ни источников, ни хотя бы просто доводов он привести не в состоянии, так как если они и есть, то не имеют под собой никакого обоснования. Но, к несчастью, такие абсурдные даже по своей сути труды распространяются молниеносно, и вовсе не от талантливости авторов, а просто в силу того, что они обладают средствами и непосредственно приносят прибыль своим владельцам, за счет наивных дурачков, покупающихся на красочную обертку. Почему люди покупаются, это мы рассмотрим в другой раз, так как тема более чем обширная и включает в себя целый комплекс провокаций и фикций, формируя полноценную систему восприятия мира со всеми вытекающими из этого понятия факторами.
Таким образом, вполне очевидно, что вся писанина о развратности древнего общества не что иное, как антинаучная пропаганда и чей-то злой умысел. Так что попытки некоторых современных псевдоученых как-то оправдать современных распутных и безответственных молодых людей абсолютно несостоятельны, так как не выдерживают никакой критики.
Далее перейдем уже к христианским временам. Тут уж и распространяться особо не стоит, так как и по сей день церковь является самым рьяным поборником нравственности даже несмотря на ее существенные уступки. Еще с самого появления христианства церковь активно вмешивалась в личную жизнь и являлась ключевым наставником в отношении молодежи. Конечно же, были и переборы — например, запрещались страстные поцелуи даже с собственным мужем. За это можно было вполне схлопотать 12 дней поста, хотя, с другой стороны, в отличие от языческих обычаев забивать до смерти или топить в болоте блудниц, христианский подход к нравственности был существенно мягче. В любом случае, данный подход работал и по всем показателям (как по наличию самих семей, детей в них, так и по устойчивости семейных связей) общество развивалось. Более подробно об отношении церкви к семейным традициям и нравственности любой без труда может ознакомиться как в Библии и уже электронных изданиях и порталах, так и при личном общении со священниками. Для примера приведу высказывание апостола Павла. В своем послании христианам Эфеса он писал: «Ни для какого блудника или нечистого не найдется места в Царстве Божьем». Но и тут не все просто, находятся силы, препятствующие церкви в ее работе с людьми. Причем, далеко не всегда из прямых экономических побуждений. Ведь нравственное здоровье человека делает его семью крепкой, стабильной и сильной во всех отношениях, а это не выгодно определенным кругам, пытающимся навязать свое видение мира. И не удивительно, ведь попробуйте навязать свое мнение группе людей, которые сильны и физически, и духовно, и вы убедитесь, что это не так уж просто. Куда проще навязывать слабым и безвольным, которые, гоняясь за бесконечными удовольствиями, растратили все, в том числе и родных им людей.
Множество современных авторов пытаются опорочить церковь, указывая на то, что в Библии описываются еще какие развратные и ужасающие вещи, как, например, повествование о Содоме и Гоморре. Да, волосы дыбом встают, когда святым называют человека, который отдал собственных дочерей на поругание толпе. Но есть маленький нюансик… Это Ветхий Завет, а он, простите, имеет весьма относительное отношение к христианству. Так что нападки на церковь таким путем просто не имеют под собой никакого основания. Можно конечно долго придираться ко многим современным священнослужителям, но это уже дела и проблемы современного мира. Церковь же средних веков была строжайшим защитником и поборником нравственности, как в широком смысле, так и в узком. Об этом свидетельствуют и все описания того времени, и рост населения и конечно же даже простые бытовые и ритуальные моменты. Женщины ходили в очень строгой и закрывающей все интимные зоны одежде, практически не пользовались макияжем и т.д. А в самом брачном обряде, точнее в его кульминации была вот такая особенность: после брачной ночи молодожены меняли одежду, прическу и т.д., таким образом, демонстрируя свое перерождение в новую ипостась.
Итак, опять получается, что и в средние века, во времена господства церкви, разврата не было, во всяком случае, явно не носило массовый и угрожающий характер, ибо не было бы уже тех государств, которые бы поддались блуду и вседозволенности.
Перейдем теперь к современности и пониманию отношений в среде современных людей. Я не стану пока что распространяться о защитниках дегенеративных идей, так как не о них разговор. А приведу доказательство того, что в научной среде, далекой от популизма и экономического шарлатанства, имеется вполне четкая положительная позиция по отношению к блюдению нравственности. Так, например, материал, опубликованный в Journal of Family Psychology, достаточно ярко продемонстрировал, что пары, которые не начинали сексуальную жизнь на ранних стадиях взаимоотношений, то есть те, кто начинал половую жизнь после свадьбы, на 22% чаще оценивали свои взаимоотношения как стабильные, на 20% – как приносящие удовольствие, на 15% чаще отмечали высокое качество сексуальной жизни и на 12% – лучшую способность общаться друг с другом. Дин Базби, автор данного исследования, профессор университета Брайама Янга, считает, что причина более качественных отношений связана с тем, что такие пары склонны больше внимания уделять всем аспектам совместной жизни.
Есть конечно и самые хитрые ученые, которые пытаются одним выстрелом убить двух зайцев – и популярность завоевать, и правду сказать. Так, например, в журнале Pediatrics Дженнифер Спенсер сообщает, что из 188 учеников седьмого класса в течение двух лет, в ходе наблюдения за ними, было установлено, что женская часть аудитории с пониженной самооценкой имели в три раза большие шансы вступить в половую связь, а мальчики с высокой самооценкой – в два раза большие, чем сверстники. По ее мнению, это связано с тем, что молодые люди не находят себе в этом возрасте применения и не могут другим способом выделиться и подчеркнуть свою уникальность.
А вот еще одно мнение специалиста в данной области. Психолог Ирина Лосева считает, что добрачные связи случаются не больше, чем по вине тенденций моды, а не из-за реального желания. Помимо этого, такие связи всегда оставляют психологическую травму у девушек, и это еще может стать накатанной дорожкой, так как чувство неудовлетворенности будет только расти. Также, специалист отмечает, что любительницы добрачных связей всегда несчастны, хотя и пытаются создавать видимость удовлетворенности.
Научных трудов, которые подтвердят необходимость нравственности в семье, не так уж и мало, но с каждым днем процентное соотношение к аморальным источникам меняется в худшую сторону. Интернет весь пестрит материалами, которые ставят своей целью развращение людей, но стоит только обратить внимание на происхождение авторов трудов, и их, скажем так, самих трудов, то все становится на свои места. Самыми ярыми защитниками беспорядочных половых связей являются сейчас психологи, это связано с непопулярностью выбранной ими профессии, в силу чего они и пытаются привлечь к себе внимание, акцентируя внимание на вопросах ниже пояса, а это, в силу общей картины мира на данный момент, будет иметь успех. И не менее важной, и даже куда более важной является то, что дипломы они если не в переходах получали, то как минимум абы как. Со сколькими я не пробовал вести дискуссию, их знания оказывались меньше даже моих в области психологии. Знаете ли, когда психолог не знает кто такой Юнг, или знает только тогда, когда находится онлайн, это говорит о многом.
Если обращаться к исследователям 20-го столетия, изучавших вопросы нравственности, например, к материалам доктора Даггеля, то можно увидеть интересное влияние распутного поведения, которое сказывается и на здоровье потомства. Доктор занявшись расследованием генеалогии 6 арестантов нью-йоркской тюрьмы, которые находились в кровном родстве, сумел разыскать родоначальника — охотника и рыболова, горького пьяницу, жившего в XVIII столетии. Его потомство — 709 человек включало 77 преступников, в том числе 12 убийц, 85 дегенератов, большей частью на алкогольной почве, 174 проститутки, 18 владельцев домов терпимости, 64 нищих, в среднем по 1,5 года проживавших в домах призрения и 142 нищих, пользовавшихся пособием на дому. Все эти лица в течение 75 лет стоили местным общинам и государству 1,25 млн долларов. Аналогичное исследование он провел еще с одним человеком – Адой Липпинут, потомство которой насчитывало насчитывавшее 834 человека, состояло из 168 поджигателей, 181 женщины дурного поведения, 95 нищих, 76 бродяг, 64 убийц, 140 воров, 105 мошенников и карманников. Вряд ли кто-то из читателей желает, чтобы его дети были такими же…
Вопрос нравственности не меняется и вовсе не относится к какому-то устаревшему средневековому пониманию мира, хотя бы из-за того, что и по сей день суть человеческого бытия, всего социума в целом нисколько не изменилась с самых незапамятных времен. И человек всегда будет нуждаться в нормальном, стабильном развитии общества, где он может полноценно реализовать себя и полноценно вести свою жизнедеятельность.
Также следует отметить, что элементарное следование нравственным нормам способствует сохранению и укреплению семьи, здоровья и личного счастья, да к тому же еще препятствует распространению множества заболеваний, сводит на нет случаи незапланированной беременности и много чего еще полезного содержит в своей сути.