Сколько стоит тепло в доме
- Поднимут ли тарифы на отопление в морозы?
- Зачем ввели дифференцированную оплату на водоснабжение?
- Почему берут деньги на капремонт, но его не проводят?
— Уважаемый Анатолий Васильевич! Вопрос такой. У нас в подъезде шесть квартир, в подвале стоит счетчик тепла. В этом отопительном сезоне мы с теплотехником нашей службы снимали показания. Всего счетчик показывал 2,93 Гкал/ч, а значит, по 0,488 Гкал/ч на квартиру. Но недавно пришла жировка, а в ней почему-то отображена цифра 0,654 Гкал/ч. Как так получилось, если я своими глазами видела показания счетчика?
Светлана Ивановна
п. Райцы Толочинского района
— Добрый день! Спасибо за вопрос. Дело в том, что показания распределяются в зависимости от имеющейся общей площади квартиры. И если у вас, скажем, три комнаты, а у соседа две, то на обогрев вашей квартиры уходит больше тепла. Соответственно, на один квадратный метр поровну всем, но когда множат на количество квадратных метров отдельной квартиры, получается такая разница.
— Вообще-то, у нас в доме два подъезда, и жильцы соседнего платят за отопление больше, чем мы, особенно в начале и в конце зимнего сезона. Они возмущаются, почему у нас расчет по счетчику, а у них нет?
— Здесь, конечно, главный вопрос, как подключено отопление технически. Скорее, подход такой: только ваш подъезд подключен к счетчику. Поэтому соседи платят поровну каждый месяц. А только потом делается перерасчет. Все же ситуация, когда счетчик тепла не рассчитан на весь жилой дом, в наше время редкость. Возможно, система отопления была смонтирована так, что установить на весь дом один прибор учета не получилось. Если жильцы хотят таким образом оплачивать услугу, этот вопрос решить можно.
— Скажите, по каким параметрам и какие суммы выделяются на капремонт жилищного фонда в районных центрах? Слышал, что на один район выделяют 2 миллиарда рублей, а на другой 30 миллиардов. Действительно ли существует такая разбежка?
Павел ПЕТРОВСКИЙ
Витебская область
— При формировании республиканского бюджета ежегодно предусмотрено финансирование на капремонт жилых домов, который осуществляется из двух основных источников: бюджета и средств отчисления собственников и нанимателей жилых помещений. В целом по стране пропорция финансирования составляет где-то 50 на 50. Хотя нормативного документа, обязывающего финансировать его в такой или иной пропорции, нет. Средства предусматриваются в проекте бюджета, а после в соответствии с Законом о местном управлении и самоуправлении утверждаются на уровне области, города или района. Подход при планировании объемов финансирования стандартный — наличие жилищного фонда, подлежащего ремонту. От имеющихся финансовых возможностей рассчитываются объемы средств отчисления населения по известным тарифам или ставкам, которые утверждает Правительство. В больших городах в ЖКХ ощутимы дополнительные доходы от сдачи жилья в аренду или их продажи. В районах бюджет капремонта формируется в основном за счет отчислений населения. Капремонт стараются планировать так, чтобы жилой дом можно было отремонтировать в течение года. В районах все же бюджет и средства отчисляются населением. Сумма зависит от количества денежного фонда. Стараются планировать так, чтобы жилой дом можно было отремонтировать в течение года. Но, как правило, сумма зависит от тех площадей, где необходим срочный ремонт. В одном районе капремонту может подлежать несколько тысяч метров квадратных, а в другом — более десяти тысяч. Отдельные суммы увеличения денежных средств возможны при необходимых на то основаниях. Например, при проведении в центрах мероприятий республиканского характера. На приведение жилья в порядок средства выделяются дополнительно из местного бюджета.
— В нашем агрогородке панельные дома многоквартирного типа 1980 года, находящиеся на довольствии ЖКХ. Горячего водоснабжения нет, зимой в ветреные дни тепло выдувается из дома, так как окна старые, да и крыша периодически протекает. От этого страдает и проводка. При всем мы исправно платим за капремонт и техническое обслуживание. Можно ли вернуть средства, услуги за которые мы не получаем?
Вера Павловна
Свислочский район
— За неоказанные услуги по законодательству положен перерасчет. Есть постановление Совета Министров № 99 к Закону о защите прав потребителей и постановление нашего министерства, каким образом производятся такие перерасчеты. За каждый из отсутствующих видов благоустройства в жилом доме предусмотрена скидка на оплату за его техническое обслуживание. Например, отсутствует в доме канализация или водопровод, скидка составляет 10 процентов. А если не оказывается услуга по уборке территорий, то скидка уже — около 3—4 процентов от существующего тарифа.
— Анатолий Васильевич, подскажите, куда обратиться, если бригада рабочих начала капремонт в подъезде, а потом, не закончив его, «пропала» в неизвестном направлении. И мы уже два месяца живем в полном бардаке?
Марина
г. Минск
— В первую очередь нужно направить письменное обращение в администрацию района. Можно также напрямую задать вопрос ЖРЭО, поскольку именно эта организация обычно выступает заказчиком по капитальному ремонту жилого фонда. Там, в свою очередь, вам должны ясно и четко разъяснить, как обстоят дела с конкретным домом. В целом причины проблем могут быть разными — от недобросовестных подрядчиков до нехватки денежных средств. Поэтому заявлять о такой проблеме нужно сразу, т. к. капремонт является жилищно-коммунальной услугой и может рассматриваться в соответствии с нормами Закона о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Кстати, в новом Жилищном кодексе, который вступит в силу через полгода после его подписания, предусмотрена новая норма. Теперь не позднее 10 дней до начала проведения капитального ремонта должен быть составлен график проведения работ по каждому подъезду многоквартирного жилого дома. Вы сможете ориентироваться, когда и какие работы будут проводиться как в доме, так и квартирах.
— В нашем доме постоянно протекает крыша. Здание построено в 1951 году, и с тех пор никакой капремонт не проводился. А проблемы повторяются ежегодно. В прошлом году, например, обратились в ЖКХ, работники залатали дыру, а с приходом осенних дождей — снова та же проблема. В течение недели обращаемся в ЖКХ, они до сих пор ничего не сделали. В какие сроки они должны устранить проблему, и как можно добиться для нашего дома капитального ремонта?
Анна Иосифовна
п. Смиловичи Червенского района
— Капитальный ремонт определяют титульные списки, они утверждаются местными органами власти. Их обычно публикуют на сайте и в районных СМИ. В этой ситуации сложно обещать, что здание поставят на капитальный ремонт в кратчайшие сроки. Поскольку в первую очередь выбирают дома, которые находятся в крайне плохом техническом состоянии. И не всегда это зависит от возраста жилого помещения.
Обычно меры по ликвидации протечки кровли должны приниматься немедленно. Помешать могут только не зависящие от нас погодные условия.
— Планируется ли в ближайшее время оснащать квартиры приборами учета тепла? Я бы установила в своей четырехкомнатной квартире такой счетчик. Батареи то нагреты до предела, то совсем «летние».
Елена
г. Кобрин
— Новое жилье сейчас вводится в эксплуатацию со счетчиками, а в домах постарше счетчики, как правило, отсутствуют. Причина, скорее, технического характера: в новом жилье отопительная разводка идет сразу на всю квартиру, а в старом — вертикальная. То есть с первого до последнего этажа одна батарея в каждой квартире, скажем, на кухне. А в следующей комнате — вторая. Получается, что на каждую батарею поставить счетчик довольно дорого. И общего на квартиру такая система поставить не позволяет. Поэтому в таких домах просто экономически нецелесообразно ставить приборы учета тепла. Также дорого перевести разводку на горизонтальную при капитальном ремонте.
— А если попробовать поэкспериментировать самостоятельно?
— Во-первых, четыре счетчика вам обойдутся в копеечку. Во-вторых, их необходимо будет поставить на учет для периодической поверки. Это еще некоторая сумма. Но обычно происходит так. Например, ЖСПК решает, что будут использовать счетчики. В этом случае составляется дополнительный договор на обслуживание. А производить расчеты в одной квартире никто не будет, если во всем доме счетчики не установлены. Нужно коллективное решение.
— В прошлом году в Беларуси ввели дифференцированную плату за услуги водоснабжения и водоотведения. И что делать нам, сельчанам, у которых личные подсобные хозяйства на 4—5 голов? В зимний период увеличивается расход на скотину, а летом — на огород. Сейчас говорят о таком же нововведении оплаты за электроэнергию. Насколько целесообразен такой вариант?
Николай
Кобринский район
— Главная цель введения дифференцированной оплаты — стимулирование населения к экономному использованию ресурсов. Сегодня, с введением дифференцированного тарифа на воду, в целом по стране потребление ее снизилось на 4 процента. А это — более 8 миллионов кубических метров за год! Такая цифра сопоставима с потреблением воды одного города, равного по численности населению Бобруйска. Экономия же составила порядка 80 миллиардов рублей.
Теперь рассматривается вопрос по электрической энергии, которая тесно связана с импортом природного газа. Тарифами на электроэнергию занимается непосредственно Министерство энергетики. Насколько я знаю, сейчас обсуждается, какие установить нормативы на человека и семью.
С введением дифференцированной оплаты за услуги водоснабжения и водоотведения не учитывалось, в сельской или городской местности проживает потребитель. Если говорить про тот же огород, то не испугались те, у кого имеется собственный колодец. Сегодня можно опустить в него погружной насос, и полив обойдется совершенно бесплатно.
— У нас ведь только централизованный источник водоснабжения. Значит, выход один — копать колодцы?
— Никто не ограничивает людей в потреблении воды. Да, за сверхпотребленную воду нужно заплатить по другому тарифу. Но давайте произведем расчеты. Один кубометр воды вместе с канализацией стоит порядка шести с половиной тысяч белорусских рублей. Этот объем равен сотне стандартных ведер воды. Грубо говоря, получается не так дорого, как кажется. Такой же объем вы вряд ли согласились бы доставать из колодца за пять-шесть тысяч рублей.
В целом в Беларуси довольно дешевые коммунальные услуги. Конечно, если есть еще более дешевый вариант, любому здравомыслящему человеку хочется уложиться в норму. Но за счет достаточного ресурса пресной воды в нашей стране мы просто не привыкли ее экономить.
— Анатолий Васильевич, правильно или нет, что в жилом многоквартирном доме стоит трансформаторная будка? Живу на третьем этаже, а на первом — прямо под спальней — стоит трансформатор. Даже в соседних от нас домах он вынесен на улицу. Шум мешает спать, от него часто головные боли. Пытались обращаться в ЖЭС, но там нам посоветовали набраться... терпения. Насколько это целесообразно, и допустимо ли по санитарным нормам?
Галина
г. Минск
— Есть нормы по шуму и по электромагнитному излучению в жилых помещениях, которые отслеживают санитарные службы. Вы можете туда обратиться. Но, как правило, трансформаторную будку ставят возле жилого дома, а не внутри него.
— Отопительный сезон уже месяц как начался. Погода еще плюсовая, в квартирах тепло да жировка не сильно «увесистая». Чего нам ждать с наступлением морозов? Могут ли подорожать тарифы на отопление?
Дмитрий
Светлогорский район
— За первый месяц серьезные проблемы с отключением отопления отсутствуют. Отдельные небольшие аварии устраняются быстро, чрезвычайных ситуаций отмечено не было. Запасы топлива, в частности, древесного, составляют более 1,3 миллиона кубических метров, что достаточно для работы в течение трех месяцев. Как показывает практика, серьезных проблем быть не должно. Все котельные и жилищный фонд получили паспорта. Современные технологии позволяют проводить работы по замене тепловых сетей, прокладке трубопроводов в течение всего отопительного периода, без перерывов на зиму. Это позволяет увеличить объемы замены в течение года и обеспечить надежность теплоснабжения. Врезки трубопроводов — это непродолжительные отключения, которые потребитель практически не ощущает.
Относительно тарифов в 2012 году по отопительному сезону — они повышались только с 1 июля, и сейчас цена за 1 Гкал/ч составляет 60 тысяч рублей. С наступлением сезона никаких подвижек с увеличением тарифов не происходило. А «утяжеление» наших жировок связано исключительно с началом предоставления дополнительной услуги — потреблением тепловой энергии не только на подогрев воды, но и на отопление.
Повышение тарифов всегда увязывается с ростом доходов населения. Пока сказать, что конкретно и когда поменяется, невозможно. Такие решения всегда принимает Правительство, заранее информируя население об изменениях.
— По всей Беларуси отключают подачу горячей воды в летний период для проведения профилактических работ. Радует, что сроки уже сократились до двух недель. А рассматривается ли вариант вообще отказаться от перерыва? И каким образом?
Алексей ПОКРОВСКИЙ
г. Брест
— Система централизованного теплоснабжения в нашей республике предполагает наличие источника теплоснабжения, тепловых сетей и потребителя. Отключение летом горячей воды происходит из-за проведения испытания тепловых сетей. Необходимо выявить слабые места, провести ремонт до наступления зимнего сезона. Параллельно проводятся и испытания оборудования на котельных. По абсолютному большинству городов и районов невозможно переключить район с одной сети на другую, как, скажем, с водопроводом, который закольцован. Поэтому отключение горячей воды летом неизбежно. Ведь позже, зимой, оно обеспечивает надежное бесперебойное горячее водоснабжение. Но можно сократить сроки проведения ремонта. Это зависит от местных условий, насколько быстро и качественно проводятся ремонтные работы. В таком случае можно закончить работы за 5—6 дней. Сегодня в среднем сроки составляют от 10 до 14 дней, и это существенные изменения. Еще недавно воду приходилось отключать минимум на месяц. В последнее время мы начинаем применять при замене тепловых сетей не стальные, а полиэтиленовые трубы. Они не подвержены коррозии. К сожалению, пока таких труб у нас мало, да и не всю трассу можно перевести на полиэтилен. Так что полностью отказаться от перерывов не получится. Мы можем только постепенно понижать сроки отключения горячей воды.
— Анатолий Васильевич, как вы думаете, нужна ли малому бизнесу сфера ЖКХ? Каковы перспективы для обеих сторон? Сегодня много говорят о таком сотрудничестве. Но почему частные предприятия не спешат вкладывать свои инвестиции в эту область?
Александр Викторович
Минская область
— Действительно, сфера ЖКХ — это вечный рынок, не подверженный значительным колебаниям конъюнктуры. Также ряд коммунальных услуг, таких, как тепло и водоснабжение, как правило, это сфера естественной монополии. Технически почти всегда — один поставщик услуги. С этой стороны для бизнеса область ЖКХ теоретически привлекательна. Как в Западной Европе, так и в странах бывшего социалистического лагеря при переходе к рыночной экономике частный бизнес достаточно активно работает в первую очередь в обслуживании жилищного фонда на принципах частно-государственного партнерства предоставления жилищно-коммунальных услуг. Это дает все основания говорить, что раз данная сфера прижилась там, то будет интересна и у нас.
Пока есть некоторые особенности работы в нашей стране, которые несколько тормозят развитие частного предпринимательства в этой сфере. Не с точки зрения законодательных или прочих ограничений, а со стороны стереотипов и практики работы. Например, в жилищном фонде уже существует порядка 20 частных организаций, которые обслуживают жилые массивы. Они занимают успешную нишу в новостройках. К примеру, 40 процентов территории города Минска по вывозу мусора обеспечивает немецкая компания. Так что такая практика у нас есть, но ее недостаточно. Специфика работы заключается в том, что тарифы устанавливаются для всей страны единые. И население оплачивает услугу независимо от затрат на нее. Государство субсидирует разницу из бюджета между нашей с вами оплатой и реальной стоимостью конкретной услуги. Такая практика для потребителя, конечно, положительная. Она регулирует цены на жилищно-коммунальные услуги, не допускает резких изменений, в том числе существенного снижения уровня жизни ради оплаты жилищно-коммунальных услуг. Но тормозит приход частного бизнеса в сферу ЖКХ, который хочет иметь дело с одним только плательщиком. Если это население, здесь более приемлемы простые отношения в виде «услуга — оплата», без дополнительных бумажных операций. Если мы будем стремиться к возмещению населением полной стоимости за услугу, то активность частного бизнеса будет увеличиваться.
А относительно коммунальных услуг, таких, как тепло, водоснабжение, канализация, мировая практика показывает, что более приемлемый для нас вариант — частно-государственное партнерство. В этом случае заключается долгосрочный инвестиционный договор между обеими сторонами, где прописываются условия работы.
Анна ЖУКОВСКАЯ, «БН»
Фото Павла ЧУЙКО, «БН»