Почему в наших магазинах мало елочных украшений отечественного производства?
Новый год – праздник волшебный и яркий, по-семейному теплый и всегда таинственный. Чтобы ощутить мерцающее присутствие дивной сказки, иногда даже летом хочется достать с антресолей запылившуюся коробку с блестящими шарами и гирляндами. А в ноябре, когда до прихода Деда Мороза и Снегурочки остается, как говорится, всего ничего, мы спешим в отделы, где все это праздничное чудо продается – не купить, так полюбоваться. Где именно делаются атрибуты новогодней сказки, задумываемся редко. А на самом деле стоило бы. Потому как, придя в магазин под лозунгом «Купляйце беларускае!», в отделе новогодних украшений вы вряд ли что-то сможете приобрести.
Перед наступлением 2012 года довелось погостить у подруги, которая проживает на Украине. Поразилась тогда убранству двухметровой лесной красавицы, которую украшала не просто традиционная стеклянная мишура, шишки и сосульки. Весь наряд елки состоял из игрушек, выполненных в национальном стиле. Невозможно было отвести взгляд от расписных шаров, каждый из которых казался произведением искусства. На одних — зимние пейзажи с мазанками, на других — сюжеты из Колядок или Рождественские звезды. На колючих ветках расположились поделки из самого разного материала: гоголевские персонажи из “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, рядом — Дед Мороз в красных шароварах, и даже вареник из... стекла.
На вопрос, как удалось собрать такую коллекцию, подруга ответила, что одна из украинских фабрик с послевоенных времен специализируется на производстве именно таких новогодних игрушек и что они пользуются популярностью даже в Европе.
Встречать Новый 2013 год на этот раз подруга приедет ко мне. Решила и я отличиться и украсить елку в родном белорусском стиле. Тем более что уже многие магазины открыли сезон продажи новогодних украшений.
“НГ” спросила: А чем вы украшаете елку? Анна КАРПУК, Брест: Татьяна МАРЧЕНКО, Скидель: Григорий СИДОРЕНКО, Бобруйск: |
А соломка — из Поднебесной
В отделе елочных игрушек одного из столичных универмагов достаточно многолюдно. В основном это мамы с ребятишками и молодежь. Если первых интересует убранство для зеленой красавицы, то вторые закупают антураж для шумных вечеринок — бенгальские огни, хлопушки, серпантин. Стоя в очереди и разглядывая ценники на коробках с мишурой, я подсчитала, что тому, кто решит нарядить метровую елку “с нуля”, придется выложить минимум 150 тысяч рублей. Те же, кто добавит к наряду электрические гирлянды, еще доплатят от 45 до 100 тысяч. “Дождик” потянет на 10—15 тысяч рублей.
— Помогите, пожалуйста, выбрать 10—15 новогодних игрушек в белорусском национальном стиле, — попросила я молодую продавщицу. — Желательно поколоритнее, разного цвета и формы.
По выражению лица девушки поняла, что поставила перед ней неразрешимую задачу. Виновато улыбнувшись, продавец пояснила, что практически весь товар в отделе китайского производства, а белорусские игрушки представлены в основном изделиями из глины и дерева и продаются в отделе сувенирной продукции.
— Даже не вспомню, чтобы к нам хоть когда-нибудь поступали в продажу стеклянные или какие-нибудь другие новогодние “цацкі” отечественного производства, — пожала плечами продавщица.
Это меня не совсем устраивало. Даже набор соломенных снежинок оказался от китайского Деда Мороза из Поднебесной, а изделия из глины выглядели не очень выразительными.
Видя мою растерянность, продавец посоветовала:
— Может быть, если не в магазинах, то на рынке или на елочных базарах найдете что-нибудь подходящее.
Без желаемой покупки
В столичной Галерее национального декаративно-прикладного искусства разнообразие продукции новогодней тематики тоже пока невелико. В основном это яркие сапожки из ткани, рождественские колокольчики из соломки, та же керамика. Елочных игрушек из стекла белорусских мастеров здесь тоже не оказалось.
— Ближе к празднику обычно получаем из России стеклянные шары и фигурки. Они очень эффектно смотрятся, пользуются спросом, — пояснила начальник торгового отдела Галереи Валентина Шавель. — К сожалению, аналогичных елочных игрушек белорусского производства у нас не бывает.
Обойдя еще несколько торговых точек, я, к своему огорчению, пришла к выводу, что останусь без желаемой покупки. В некоторых магазинах продавцы постарше вспоминали, как в советские времена они торговали отечественными елочными украшениями, которые были отличного качества и пользовались большим спросом. Ассортимент белорусских новогодних игрушек, по словам женщин, был очень широким: расписанные вручную шары, наборы стеклянных фигурок, изготовленных по сюжетам детских сказок, украшенные “инеем” шишки и орехи...
Их у нас не делают...
Как оказалось при более детальном рассмотрении этого вопроса, цех по производству таких игрушек начал работать в Минске не в самое легкое время — в 1946 году. Просуществовав около полувека, предприятие было преобразовано в ЗАО “Аклия”. На нем некоторое время еще как-то пытались следовать прежним традициям. Но не выдержали диктуемых рынком условий — выпуск елочных украшений был прекращен.
— Производство пришлось закрыть в 2005 году. И не только потому, что на рынке появилось обилие недорогих новогодних игрушек из Китая, — рассказал корреспонденту “НГ” директор предприятия Виктор Пургин. — Для изготовления елочных украшений необходима заготовка — стеклотрубка, которую у нас не производят. Ее в советские времена поставляли из России и Украины. Сегодня такой товар приходится приобретать за валюту. А это невыгодно.
На ОАО “Стеклозавод “Неман” изготавливают сувениры с новогодней тематикой. Милые снеговики и настольные елочки из стекла вполне могут стать праздничным украшением дома. А вот шары и сосульки здесь также не выдувают из-за отсутствия специального оборудования и все той же стеклотрубки.
Жаль, конечно. Ведь красивая новогодняя игрушка — не просто символ любимого праздника, но и один из уникальных и неповторимых пластов национальной культуры и истории. Выполненное умелыми руками талантливого мастера, такое произведение искусства немало могло бы рассказать о нашей стране, ее обычаях, героях народных легенд и преданий. Выполненные в национальном белорусском стиле, такие шедевры вполне смогли бы стать и одним из уникальных брендов нашей страны. Эта необычная импортозамещающая продукция не залеживалась бы на прилавках. Ей нашлось бы достойное место в сувенирных магазинах, что при Беловежской резиденции Деда Мороза, куда круглый год приезжают отечественные и зарубежные туристы, в краеведческих музеях, художественных салонах и галереях... Впрочем, Новый год — всегда повод для новых идей и начинаний. Может, и эта идея будет подхвачена неравнодушными предприимчивыми людьми? |