Добрые люди из Вилейки
Каждый пятый белорус перешагнул порог 60 лет. Дальше, говорят демографы, пожилых и стариков среди нас будет все больше. А ведь почтенные годы внимания требуют не показного — особенного, зачастую — и принципиально новых форм поддержки. Хорошее дело затеяли в Минской области — в Вилейском и Молодечненском районах одиноких пенсионеров приглашают в... приемные семьи. Совершенно чужие люди готовы заменить старикам родных — обогреть, помочь, скрасить одиночество.
...В прошлом году социальный работник Вилейского территориального центра соцобслуживания Галина Козел потеряла супруга. Тогда впервые задумалась: почему бы не приютить до весны одинокого пенсионера? И ему помощь будет, и ей не так одиноко в ожидании выходных, когда ее дом заполняется голосами детей и внуков. С одной бабушкой пережили прошлогодние холода, другую — 85–летнюю Надежду Яковлевну Сурмач — пригласила на совместную «зимовку» сейчас. Они хорошо знакомы: 5 раз в неделю Галина раньше приходила к ней и помогала по хозяйству.
Приемная семья
...В просторной комнате сельского дома старушка в цветастом платке слушает радио — это ее незаменимый спутник по жизни, знает расписание всех концертов и передач.
— Тетя Надя, гости пришли!
Бабушка прислушивается и по–детски радостно восклицает:
— Я вас узнала по голосу!
Когда Галина Степановна и Надежда Яковлевна познакомились 7 лет назад, бабушка хоть немного, но видела. Со временем глаукома только прогрессировала, сейчас, по словам старушки, перед ней — сплошная пелена. У себя в хате она ориентируется — и плиту зажжет, и суп сварит. Только вот блины не испечет — переворачивать их с одной стороны на другую сложно. Во дворе соседские дети (своих, говорит, Бог не дал) натянули веревочки. По ним Надежда Яковлевна словно держит связь с внешним миром.
На новом месте пока обживается: «коварства» поджидают на каждом углу. То порог в комнату, то стол на пути неожиданно возникнет, то вещь переложили — не найти.
В молодости бабушка веселая была, гостей любила, а как пела — заслушаешься. Просим исполнить что–нибудь для нас — поначалу стесняется, говорит, уже голос не тот. Но потом затягивает грустную песню о том, как молодая девушка ждет любимого... А вот своего любимого бабушка похоронила более 30 лет назад. Это он научил ее всем песням.
Зимой, признается, намаешься в одиночку: и холодно, и хлопотно, и одиноко. Поэтому она и согласилась на предложение пойти в приемную семью:
— Чего мне бояться? Я Галю давно знаю, она хорошая, жалеет меня.
Дом без присмотра оставлять не боялась. Мол, в деревне все свои, никто не позарится. Да и Галина периодически наведывается, проверяет, все ли в порядке. В прошлом году бабушка гостила у родственников в Молодечно, правда, долго не выдержала — каменные джунгли. Здесь дышится свободнее. По вечерам Надежда Яковлевна любит, когда ей читают сказки или рассказы. На зиму, уверена, им развлечений хватит. А весной «бабулечка», как ласково называет ее Галина Степановна, вернется обратно домой.
Нет одиночеству
Сегодня такой вид социальной поддержки, как приемная семья, развивают только в Вилейском районе. Идею пристраивать на зиму беспомощных пенсионеров в дом к волонтерам работники местного территориального центра соцобслуживания подсмотрели в России. С прошлого ноября новацию испробовали и у нас: на первую совместную «зимовку» тогда отправилось 3 человека.
— В нашем районе 13 тысяч жителей — пенсионного возраста, примерно 28 процентов от общего числа населения. Среди них 900 человек, которые не имеют ни единой родной души. Более 7,5 тысячи живут отдельно от родственников, — обрисовывает ситуацию заведующая отделением первичного приема, информации, анализа и прогнозирования Вилейского территориального центра соцобслуживания населения Ольга Широчина. — Мировая тенденция такова, что население стареет. Поэтому мы ищем решения, чтобы максимально облегчить жизнь престарелым. Каждому необходима семья, но пожилым — в разы больше. Они ограничены в дееспособности, нуждаются в помощи, в общении. Поэтому, запуская этот проект, мы, в первую очередь, хотели избавить пенсионеров от одиночества.
Тяжелее всего старикам приходится, безусловно, зимой: темнеет рано, отапливать самому дом тяжко. И здесь на помощь приходят волонтеры: забирают к себе, опекают, ведут вместе хозяйство. Есть у подопечного силы и желание — помогает по дому. «Заезды» начинаются примерно с октября и длятся до апреля. Кстати, в России в приемную семью берут и на пару месяцев, и на несколько лет. В Вилейском районе проект — пилотный, но его организаторы не исключают, что тоже расширят в будущем его временные рамки.
Что нужно для такой приемной семьи? Желание старика и готовность волонтеров. Большинство из них — социальные работники, которые, как Галина Степановна, решают приютить одинокую душу. Такая форма заботы особенно подходит для сельской местности, где старики ни в какую не хотят покидать насиженные места. И это прекрасная альтернатива интернатам, где на содержание пенсионера затрачивается в среднем в месяц около 2,7 млн. рублей. Приемная семья — вариант бюджетный. И благотворительный. За то, что вы возьмете под крыло старика, льгот и денежных вознаграждений не обещают. Поэтому в меркантильности участников проекта не обвинишь. Только восхитишься их милосердием...
Перед тем как волонтер примет временного члена семьи, заключается трехсторонний договор с описанием обязанностей каждого. Например, приемная семья обещает заботиться о здоровье старика, ухаживать за ним. Если отношения не сложатся, условия для жизни не подойдут — договор расторгается. Оговаривается и совместный бюджет: кто и сколько кладет в общую копилку.
Пока очередь из желающих пригреть одинокого старика не выстраивается: и в нынешнем году новый дом на зиму нашло только трое. Отчасти понятно почему — проект полностью добровольный. Кстати, в России идея уже поставлена на широкую ногу и все нюансы законодательно оговорены. Например, там участники проекта будут даже проходить тестирование на психологическую совместимость. Новая жилплощадь для старика должна быть не меньше установленных нормативов, а волонтеры имеют определенные льготы и труд их оплачивается. Определенный смысл в этом есть. Иногда и добро нуждается в стимуле.
Цифры «СБ»
В нашей стране около 2 миллионов пожилых граждан. Из них под активным наблюдением в организациях здравоохранения — 1 миллион 863 тысячи 944 человека. В стране 149 территориальных центров социального обслуживания населения, на учете в которых состоит более 1,6 миллиона пожилых. При этом 90 тысяч обслуживаются на дому.
Автор публикации: Елена АНИСКИНА
Фото: Виталий ГИЛЬ