Баня будет. Но будет ли спрос? Вопрос…

Источник материала:  
ЕЩЕ минувшим летом «БН» писала о банной проблеме в поселке Королево Узденского района (см. публикацию в номере от 7 июня 2012 года «Запарились» без бани! Когда ждать помывку?»). Жители поселка с более чем тысячным населением рассказали о том, что уже более 20 лет здесь не работает общественная баня. Тогда местные власти обещали, что в августе объект будет запущен. Но прошло лето, и осень на исходе, а, как поведали «БН» жители поселка, баня так и не начала работать. В чем же дело? В каком состоянии объект? Что еще необходимо сделать, дабы, как говорится, поддать парку? Корреспондент «БН» выехала на место.

«Пока не хватает финансов»

Пару десятилетий назад в поселке Королево было сразу две бани. Одна — шикарная двухэтажная, построенная в середине восьмидесятых, вторая — 1975 года. В советское время общественные бани в крупном поселке мелиораторов не были роскошью, люди в них нуждались. В 90-х годах прошлого века к одноэтажной бане еще сделали пристройку, закупили стиральные машины и оборудовали прачечную. Но шло время, и такие удобства появлялись в каждом доме. Спрос на банные услуги падал, а траты на их содержание и не думали снижаться. Так парилки приходили в запустение.

Баня, которую сейчас фактически возобновляют в поселке, — это бывший банно-прачечный комплекс. Кирпичное одноэтажное здание находится почти в центре поселка, через дорогу от него небольшое озерцо.

— Помещений для нужд бани вполне достаточно, — проводит своеобразную экскурсию Григорий Шабан, директор ОАО «ПМК-69» — организации, занятой восстановлением объекта. — Вот мойка, здесь — парилка. Когда в октябре 2011-го начинали восстановление бани, все было сильно разрушено. Мы здание привели в порядок, обшили внутри вагонкой. Пока, как видите, еще не положили новые полы, так как нужно прежде завершить ремонт канализационной системы. Скоро установим котлы — водонагревательный и для обогрева. По сути, ремонтные работы завершены, остались технические моменты. Чего не хватает? Ждем специалиста-плиточника, установщика котлов и, главное, — финансов. На реконструкцию бани уже затрачено порядка 190 миллионов рублей, но еще не хватает около 150 миллионов. Деньги с потолка не падают, а сумма немаленькая. Нужно разобраться еще и с другим вопросом: как устроить функционирование бани в зимний период. Ведь приходить на помывку люди, скорее всего, будут в банный день на выходные. А что делать оставшуюся неделю: сливать воду или поддерживать в рабочем состоянии всю баню, чтобы она не промерзла? В любом случае и на то, и на другое снова потребуются средства…

— Но, наверное, когда баня станет действующей, она начнет себя окупать? — интересуюсь.

— Сдадим баню в декабре. И «Белорусскую ниву» позовем на открытие! — пообещал Григорий Шабан. — А вот пойдет ли народ, окупится ли хотя бы частично этот объект? Сомневаюсь... В поселке практически у всех есть свои бани, ванны или душевые кабинки. Кто нуждается в общественной бане в нашем поселке? Таких людей немного: это, наверное, жители так называемых «бараков» — красного и белого, вот у них нет своих санузлов. Цена посещения тоже много денег не принесет — это будет какая-то усредненная сумма, скорее всего, в этом вопросе стоит ориентироваться на Узденскую городскую общественную баню. Конечно, хорошо бы, чтобы максимум населения пришло к нам в парилку. Достроить-то достроим, а дальше — ждем ответного спроса...

— Надеемся, Григорий Васильевич, что все-таки не зря в редакцию «БН» звонят королевцы, и спрос будет.

Из истории вопроса

Конечно, белорусские парилки не столь знамениты, как римские термы, турецкие бани, финские сауны и те же русские бани, но свою историю они тоже имеют. Документальных подтверждений появления таких «помывочных» объектов на территории Беларуси до XIX века немного. Одно из первых официальных упоминаний находим в грамоте на Магдебургское право 1499 года городу Минску. Там отдельным пунктом записано: «Имеют также (меняне) возможность построить общественную баню для общего пользования там, где выберут подходящее место». Можно сказать, что история столичных городских бань начинается с этой даты и насчитывает более 500 лет. Думается, остальные белорусские помывочные заведения — примерно «ровесницы» столичных парилок.

Во второй половине ХIХ века началось активное строительство водопроводных систем. Это дало новый толчок развитию банного дела. Строились все новые помещения, они носили имена владельцев. В газете «Минские губернские ведомости» сообщается об открытии в городе общественных бань Плавского, Райнеса, купцов Зальцмана и Перельмана... В то время в строительстве бань принимали участие представители разных сословий.

В послевоенном Минске (данные за 1948 год) работало 5 бань на 645 помывочных мест. Причем работали напряженно, с большой перегрузкой. Чтобы помыться, люди стояли в очередях по нескольку дней! Производственные мощности бань использовались по максимуму. Впоследствии, с восстановлением городов, развитию банной инфраструктуры придавалось большое значение. Чтобы переселить людей из землянок и разрушенных зданий, активно велось строительство частного одноэтажного сектора, как правило, без подвода горячей воды и канализации. С этим сектором росли и бани.

Но за последние десятилетия, уже в суверенной Беларуси, многое изменилось. В деревнях и агрогородках удобства почти как в городских квартирах. Бани стали своего рода развлечением, и лишь для немногих людей они — жизненная необходимость. А как будет в Королево на Узденщине?

Надежда БУТОВИЧ, «БН»

Фото автора

В ТЕМУ

Тем временем посещаемость общественных бань, если рассматривать ситуацию по республике, все снижается. Например, в столице в октябре нынешнего года УП «Городские бани» повысило цены на эту услугу. Минские форумы откликнулись примерно такими сообщениями: «Отныне стоимость общего отделения — 28 000 рублей. Больше городскими банями пользоваться не буду!» Что будет с баней в Королево, покажет время?

←Железный поток

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика