Железный поток

Источник материала:  
Я — В ЗОНЕ отселения. Пустынная дорога ведет на северо-восток Ветковского района, к границе с Российской Федерацией. Именно в приграничье сходятся десятки металлических «артерий», систематически поставляющих за кордон сотни тонн лома черных и цветных металлов. Контрабандисты вывозят из страны государственный капитал, ценнейший вторичный ресурс — лом. А наши металлургические предприятия затем закупают его у братьев-россиян, причем далеко не по бросовым ценам. Когда же закончится «металлическая лихорадка»?

На «черном» металле – легальные деньги

ПЕРЕЕЗЖАЯ буферную зону, еду в одну из самых ближних к границе деревень Брянщины, где «прописался» пункт заготовки металла (его в народе называют черметом). Процветает ли он, с виду сказать сложно: пятачок соток в пятьдесят, где раньше был колхозный мехдвор, обнесен с одной стороны сеткой-рябицей, с другой — сплошным деревянным забором метра под два в высоту. На нем — грузовые и более мелкие весы, стоит баллон с газом для огневой резки. Вход на территорию заготучастка обозначают ворота из небрежно сваренной арматуры, а калитки так и вовсе нет.

— Не боитесь, что кто-нибудь украдкой «прихватизирует» ваше сырье? — интересуюсь у сторожа российского «чермета», мужчины средних лет, одетого в какие-то лохмотья. Назвался дядей Митей.

— Да кому здесь это надо? Полсела спилось, а кто пошустрее, металлом у нас не промышляет: невыгодно. К тому же знают все, что это — территория частного предприятия. А воровать — плохо, — ухмыляется он в ответ на мой вопрос. — Наша клиентура — предприимчивые белорусы. За один килограмм «чермета» мы платим семь российских рублей. Если возят сюда к нам — значит, выгодно.

Дядя Митя направляется в офис заготпункта, хотя таковым я назвала бы контору «чермета» с большой натяжкой. По виду — обычная ветхая деревенская хатка, расположенная рядом с парадным (и единственным!) входом на площадку. Все документы — сертификаты, регистрации, лицензия, прейскурант цен — на руках. Точка закупает какой ни попадя черный лом, в смысле, теневой, тот, что в Беларуси на законных основаниях пункты заготовки у нас не примут. Таких примеров — множество. За одну ночь в деревне Водовичи Калинковичского района четырнадцать люков остались без чугунных крышек, но те, кто их воровал, сбыть «товар» в нашей стране не могли. Или: пытались вывезти 15 тонн стальных магистралей, вагон железнодорожных рельсов — с тем же «успехом». А этой весной в Гомеле неизвестные похитили даже чугунную черепаху! А вот российские приемщики краденым не гнушаются.

— Не мое это дело — кто, что и когда привозит нам, что именно мы принимаем, — сразу расставил точки над «і» дядя Митя. А перед моими глазами — гора лома. В ней — раздробленные крышки люков, какие-то трубы разного диаметра, целые листы поржавевшего металла, цистерны, части автомобилей, грузовиков, бидоны, более мелкие детали.

— Мы работаем легально, — продолжает сторож. — График приема — с восьми утра до пяти вечера. Причем каждый день, без перерывов на обед и выходных. Ничего больше не скажу. А ты собираешься к нам металлолом привезти? Чего интересуешься? Это повезло тебе еще, что я сегодня добрый: много и так рассказал… коммерческих тайн, — бросил вслед мне сторож.

ЧТОБЫ вернуться в Беларусь, мне требуется минут десять. В Ветке предстоит встреча со старшим оперуполномоченным уголовного розыска Ветковского РОВД Чуешовым.

Капитан Юрий Чуешов работает в районе с 2005-го. Был сельским участковым в нескольких сельсоветах, раскрыл не один десяток краж, участвовал в поимке «металлистов».

— «Чермет» — легкая нажива для чрезмерно предприимчивых людей, которые в погоне за длинным рублем не гнушаются ничем. Ни люками, ни проводами, ни даже цепями, крестами и могильными оградами... Тянут все, что угодно, где и что плохо лежит, — возмущается оперуполномоченный. — «Металлисты», скажу я вам, это вполне обеспеченные люди, те, кто нашел свою бизнес-нишу еще при развале Союза. И продолжают идти по этой стезе. Только в нашем районе могу назвать тройку таких предприимчивых, капитал которых составляет минимум 100 тысяч долларов. Проводим постоянно с ними беседы. Говорю: «Хватит красть уже!», но…

Особая история — поимка нарушителей. В засаде сотрудники милиции, группы БЭП, ОМОНа, пограничной и таможенной службы могут сидеть часами, пока наконец по определенному маршруту поедут «кареты» с нелегальным ломом. Ими, кстати, в последнее время становятся легковые авто, способные за раз вывезти до пятисот тонн металла. Особенно активны «металлисты» в хорошую погоду. Если же попадаются, придумывают детские «отговорки» — у одного тормоза отказали, у другого свет вырубило, когда ночью ехали (гоняют, как правило, в темное время суток). Дополнительный «бонус», считают нарушители, — нелюдимая зона отселения Ветковщины.

— Специфичен наш район и тем, что здесь транзитом через перевалочные пункты заготовителей провозится металлолом, собираемый на территории всей республики. То есть это поток, — поясняет Юрий Чуешов. — «Металлисты» — наша головная боль. Ведь много сил и средств тратится на целый комплекс оперативно-розыскных мероприятий.

— Самое страшное, что «благодаря» «металлистам» уходят деньги из страны, — поддерживает коллегу начальник Ветковского РОВД полковник Вячеслав Кисель. — Только в этом году в районную инспекцию по налогам и сборам направлено 44 материала проверки по фактам перевозки лома черных и цветных металлов. Общий вес изъятого — 151 тонна 903 килограмма лома, а это 40 миллионов 200 тысяч рублей.

Контрабандный лом передают в гомельский пункт заготовки «Белвторчермета», а разбирательство в отношении нарушителей — транспортировщиков и заготовителей — ведет Хозяйственный суд Гомельской области. Он и назначает «расплату» за нарушения горе-бизнесменам. Как правило, это штраф от 3 до 100 базовых величин и, кроме конфискации металлического сырья, арест и конфискация орудия правонарушения. То есть, к примеру, того же автомобиля, на котором перевозили доходный груз.

Если нелегал попадется повторно, «светит» ему и уголовная ответственность!

— Сравнивая с предыдущими периодами, очевидно, что «металлисты» начали потихоньку сворачивать свою деятельность. Еще три года назад, помню, у нас проходило больше 120 материалов за 12 месяцев, — оперирует фактами начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Ветковскому району Светлана Прокошина. — Во многом это зависит от того, что ГО «Белвтормет» подняло цены на вторсырье. И некоторые «металлисты», подсчитав транспортные расходы, увидели выгоду в том, чтобы сдавать лом именно в Беларуси.

Против лома есть приемы

Приграничные Ветковский, Чечерский и Добрушский — тройка районов, более всего на Гомельщине «пораженных» металлической лихорадкой. Это со знанием дела заявляет заместитель начальника управления Гомельской областной инспекции по налогам и сборам Виталия Клевцова — она в «металлической» теме как рыба в воде:

— Знаете, «металлическая» тема набила уже оскомину. Мы даже налоговые инспекции этих трех районов называем не иначе как металлоинспекциями: львиная доля в их работе — лом. А что до тенденций, то я, пожалуй, поддержу свою коллегу из Ветки. Снижают активность «металлисты». Цифры говорят сами за себя: по Гомельской области в этом году 270 нарушений (изъято 794 тонны металла) и 404 (изъято 1307 тонн) — за аналогичный период прошлого. Если сравнивать в ценах, то это соответственно более одного миллиарда рублей сейчас и 678 миллионов в 2011-м.

Почему приведенная статистика и пропорции так заметно разнятся? «Белвтормет» поднял цены на закупку лома от населения. Но также и активизировались следственные и контролирующие органы в отношении «металлических прецедентов». Кроме обычных засад, поимок и описей, заинтересованные структуры объявляют войну «металлистам» еще на подготовительном этапе. Внимание всех без исключения участковых той же Гомельщины обращено на первое звено в цепочке. То есть на тех, кто складирует, скупает по бросовой цене металл у населения, аккумулирует его на территории своей усадьбы.

— В прошлом году мы начали массированную атаку на заготовителей лома, привлекая сотрудников милиции, пограничников, — поясняет мне заместитель начальника управления БЭП УВД Гомельского облисполкома Александр Чурин. — Проводим рейды. Например, в том же Ветковском районе и самой Ветке сотрудники провели не менее 850 обходов дворовых территорий. В области количество таких проверок идет на тысячи! По итогу установлено 73 факта складирования лома.

Начальник оперативно-аналитического управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Беларуси Юрий Мехедов представил «БН» еще более впечатляющую статистику: только за 9 месяцев 2012 года в Беларуси возбуждено 37 уголовных дел, а сумма полученного дохода от нелегального бизнеса составила 4,1 миллиарда рублей.

Яркий пример — в Оршанском районе организованная группа из шести неработающих граждан Беларуси безнаказанно промышляла нелегальным ломом два года. Они незаконно заготавливали лом цветных и черных металлов с целью его последующего вывоза для реализации на территории России в количестве 119,7 тонны на общую сумму 495,5 миллиона рублей. В ходе проведения обысков по месту жительства двоих граждан из группы обнаружили и изъяли 67,5 тысячи долларов США, 500 евро, 2,3 миллиона российских рублей. Сотрудники Департамента финансовых расследований изъяли 20 тонн лома цветного металла, наложен арест на грузовой автомобиль «Вольво» и три легковушки. По факту возбуждено уголовное дело.

«Отметился» в сводках Департамента и делец из Мозыря. Он почти два года занимался незаконной предпринимательской деятельностью на территории Наровлянского района и райцентра. Но просчитался — работал без государственной регистрации: заготавливал (закупал) и реализовывал лом и отходы черных и цветных металлов. От указанной деятельности горе-предприниматель получил доход в особо крупном размере — 129,3 миллиона рублей — и... уголовное дело.

Юрий Мехедов привел в пример и случай из Глусского района. «Металлист» — без регистрации (в качестве индивидуального предпринимателя) — с апреля 2010-го по март 2012-го не просто осуществлял заготовку лома и отходов черных металлов на территории Глусского района, но и додумался сдавать его в пункт приема Глусского райпо и ЧПУП «Могилеввторчермет». Это 96,6 тонны металла, доход в особо крупном размере. Ущерб оценен в 140,6 миллиона рублей.

Вот так, копеечка к копейке, килограмм к килограмму — и оскудевает государственная казна. Ежедневно, как полагают эксперты, стратегически важный капитал нашей страны — металл — «просачивается» через «прозрачную» границу в объеме не менее 100 тонн лома. И выходит, задерживается лишь маленькая доля того, что в реальности вывозится в страну-соседку, а потом через российские коммерческие структуры возвращается на отечественный Белорусский металлургический завод. Но уже по совершенно другой — куда более высокой — цене...

Татьяна УСКОВА, «БН»

Фото автора

(Окончание следует.)

←Григорий РАПОТА: «Экономическая открытость и строгий контроль – наше кредо»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика