Товарооборот, растущий и быстрый

Источник материала:  

Товарооборот розничной торговли в Беларуси явно набирает темпы во второй половине года. Возможно, на динамике этого ключевого показателя сказывается политика роста заработной платы. Но, скорее, дело в ощущении стабильности состояния, в котором находится потребительский рынок страны. Таких резких колебаний, какие были в 2011 году, на нем теперь не происходит.

Действительно, если за первые пять месяцев года розничный товарооборот вырос чуть более чем на 7 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, то за январь—сентябрь через все каналы реализации было продано на 11,8 % больше товаров, всего на сумму 135,9 трлн. рублей в сопоставимых ценах. Как сообщили в Национальном статистическом комитете, продажа пищевых продуктов, напитков и табачных изделий выросла на 6,8 %, а непродовольственных товаров — на 16,3 % к уровню девяти месяцев 2011 года. При этом сограждане приобрели и того, и другого примерно на одинаковые суммы. По сути, восстановилось докризисное соотношение объемов продаж продовольствия и промышленных товаров.

В торговых организациях розничный товарооборот рос более интенсивно, он увеличился в сопоставимых ценах на 13 %, до 109,7 трлн. рублей. Отмечен рост продаж по таким группам товаров, как яйца (на 8,3 %), сливочное масло (на 3,9 %), мясо, включая мясо домашней птицы (на 1,7 %), сыры (на 1,6 %). Продажа непродовольственных товаров в торговых организациях по-прежнему составляет 75 % от общей суммы их продаж по стране. При этом она выросла на 19,3 %. Наиболее динамично росла реализация синтетических моющих средств — на 19,3 %, обуви — на 8 %, верхней одежды — на 7,6 %, чулочно-носочных изделий — на 5,7 %. И это при том, что обувь и одежда продолжали заметно дорожать.

Инфляционные процессы, безусловно, замедлились, что подтверждает реальность планов сдержать годовую инфляцию в пределах 19—22 %. В сентябре индекс роста потребительских цен, по данным Национального статистического комитета, составил 101,3 % по сравнению с августом (по сравнению с декабрем 2011 года — 116,1 %). Темп инфляции явно сдерживается, ведь это ниже, чем показатель августа по отношению к июлю (102,3 %). Подтверждает эту тенденцию и более плавный, сопровождаемый локальными колебаниями процесс изменения курса национальной валюты.

Особенностью этих девяти месяцев стал также более интенсивный рост цен на продовольственные товары: в сентябре цены на них стали выше к августу на 1,3 %, к декабрю 2011 года — на 18,1 %. В то время как на непродовольственные товары они возросли на 0,6 % к августу и на 8,4 % к декабрю. Сыграл свою роль и сезонный фактор: в сентябре в Беларуси снизились цены на картофель и фрукты (81,2 % и 98,6 % к уровню августа). Отмечено небольшое снижение цен на чай, рыбные консервы. Крупы хотя и подорожали немного в сентябре, но в итоге получаются дешевле, чем год назад. Дорожали мясо и птица, колбасы, растительное и сливочное масло, молочные продукты, хлеб и кондитерские изделия.

В целом стабильной была ценовая ситуация по основным группам непродовольственных товаров. Чувствуется, что по ним пределы роста цен были с лихвой исчерпаны в прошлом году. Кое-где даже наметились пусть незначительные, но снижения. Да и постоянное применение скидок, проведение распродаж, особенно в крупных торговых сетях, говорит о том, что торговля вовсе не намерена долго держать на складах нераспроданный товар. Ведь одежда и обувь за несколько сезонов выходят из моды, а бытовая и электронная техника устаревает, сменяется новыми поколениями приборов и устройств. Поэтому возникает стремление побыстрее продать и снова сделать закупки, начать новый оборот. Ведь большая скорость оборота позволяет обходиться меньшим размером оборотных средств. Деньги в торговле не должны останавливаться, не должны лежать мертвым грузом на складе и прилавке. Казалось бы, это помнят все, кто связан с торговлей, это азы коммерческой деятельности. Но их мало знать — важно уметь умело применять на практике.

←Как, делая перманетный макияж, застраховать себя от зеленых бровей?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика