Лось водителю не товарищ

Источник материала:  


СМИ периодически сообщают о столкновениях автомобилей с диким зверьем: кабанами, лосями, косулями. Многие из таких ДТП заканчиваются фатально для животных. Некоторые, увы, и для людей. Машины превращаются в металлолом. Значит, водитель, даже оставшись невредимым, несет ощутимый материальный ущерб. Создается впечатление, что в последнее время подобное происходит особенно часто.


Почему это происходит? Как уменьшить риск столкновения? Может ли владелец машины рассчитывать на возмещение материальных потерь? Ответы на эти вопросы в специальном расследовании «СБ».


...17 августа столкновение с лосем закончилось для водителя больницей. 20 августа погиб другой, сбивший лося в Островецком районе. Позже в больнице скончалась и его спутница. В тот же день в Столбцовском районе на магистрали М1 насмерть разбился мотоциклист, столкнувшись с кабаном. Парню был 21 год, имел права и опыт,  ехал в шлеме.


29 августа в Светлогорском районе после столкновения с лосем перевернулась и ударилась о дерево машина, в которой ехали трое. Водитель и пассажир получили травмы, пассажирка скончалась.


В ночь на 30 августа на дороге Минск — Молодечно в лося врезался внедорожник Audi Q5, за рулем находился 19–летний парень из России. В кювете машину остановило дерево. Водитель выжил, пассажир погиб на месте. Даже крепкий джип не спас.


Сезонное обострение


Почему это происходит? Как уменьшить риск столкновения? Что делать в последние мгновения перед ним, если оно неизбежно? Что делать после? Кто и кому заплатит за убитое животное? Может ли владелец машины рассчитывать на возмещение материальных потерь? Попробуем разобраться.


Старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД майор милиции Анна Банадык говорит, что тревогу забили еще в конце лета: «За весь период с начала года был зафиксирован десяток столкновений с дикими животными, но только за август таких ДТП произошло еще семь».


Вот что рассказал Николай, водитель «Рено», который столкнулся с лосем под Светлогорском.


Дорога шла по насыпи, поэтому кювет был глубок, метра полтора. Из кювета зверь и выпрыгнул. Николай увидел лося лишь в момент тарана. Потом он держал руль скорее рефлекторно, удар его оглушил, ситуацию он контролировал не вполне. Но помнил, что навстречу шла фура: главным было избежать лобового удара еще и с ней. Словом, машина ушла в правый кювет, перевернулась и ударилась в березу.


Николай отделался ушибами. У пассажира обнаружились переломы ребер и руки. Пассажирка скончалась в больнице на следующий день.


Случай вполне укладывается в типичный сценарий столкновения, который описала А.Банадык. Водитель не ожидает появления животного. Когда же его обнаруживает, то резко поворачивает руль, пытаясь уйти от столкновения. В итоге машина либо переворачивается в кювете, либо врезается в столб или дерево. Именно это и оказывается причиной тяжелых травм и смерти.


ГАИ настаивает: следует снижать скорость на участках, обозначенных знаком «Дикие животные». При появлении зверя не следует пытаться проскочить перед ним, объехать и тем более обогнать. Лучше остановиться. Если же столкновение (хотя бы с собакой!) видится неизбежным, то и не следует от него уходить резкими поворотами руля. Надо тормозить и... идти на столкновение. Даже лось весом в полтонны оставляет больше шансов, чем бетонный столб. После столкновения нужно оказать первую помощь пострадавшим людям, затем вызвать ГАИ и, если требуется, «скорую».


Кто заплатит


Вины Николая в ДТП сотрудники ГАИ не нашли. Скоро ему обещают вернуть права и то, что осталось от машины. Николай обратился в Белгосстрах, с которым имеет договор. У него типовой полис. Такой же — от той или иной компании — имеет каждый водитель: без него ездить нельзя. Но водителя огорошили: за разбитую машину не заплатят...


«Это не страховой случай», — подтверждает генеральный директор Бюро по транспортному страхованию Антон Авсейко. Достаю и показываю стандартное страховое свидетельство. Уточняю: этот полис возместит мне стоимость ремонта при столкновении с лосем, оленем, кабаном? «Нет!» — повторяет начальник методологического управления Раиса Александрович.


Ее логика мне понятна не вполне. Компенсировать ущерб может только комплексный договор внутреннего страхования и лишь при условии, что меня признают виновным в ДТП с животным, а его владелец найдется. Но сотрудники ГАИ, дескать, обычно вины водителя не видят: повинно непредсказуемое дикое животное. Его владелец обычно тоже не объявляется: бирок и чипов кабаны не носят. Если же я невиновен, то компенсации в любом случае не получу.


Непонятно. Несправедливо! Но собеседники уверяют, что белорусские нормы в сфере автострахования полностью соответствуют европейским. Зато практика отличается сильно: в Европе подавляющее большинство водителей имеет полис добровольного страхования, которым у нас часто пренебрегают. Он–то и гарантирует возмещение потерь при ДТП с животным. За детальными разъяснениями меня адресуют в Белгосстрах.


Начальник управления транспортного страхования «Белгосстраха» Сергей Грибок сразу расставляет акценты: «Ваш полис страхует не машину, а ответственность перед третьими лицами. Потому–то он и является обязательным. Как владелец источника повышенной опасности вы можете причинить вред чьему–то здоровью или имуществу. Есть такое понятие — причинение вреда даже при отсутствии вины». Тоже сложно. Если сказать совсем просто, то платить за сбитого лося (оленя, домашнего гуся, свинью, корову...) мне не придется. Эти риски покрывает мой полис. Потому–то он и является обязательным для всех водителей. Он обеспечит и лекарства пьяному пешеходу, если тот, не дай бог, упадет перед машиной.


Но чтобы себе гарантировать деньги на ремонт машины или покупку новой, средство одно — заключать договор добровольного страхования «Автокаско». Он уравнивает потери от кабаньего тарана со стихийным бедствием, угоном, случайным повреждением... Впрочем, по словам моего собеседника, выплаты после столкновений с животными в практике компании редки, единичны.


Работники ГАИ, фиксируя всплеск ДТП с животными, не берутся категорично назвать его причину. Лишь излагают версии, которые на слуху, которые гуляют и по интернету. Первая: просто людей в лесах стало больше. В августе после периода засухи грибники и ягодники ринулись в леса. Кстати, августовская статистика повторилась в сентябре: тоже семь случаев. Версия вторая: животные активны и неосторожны по причине брачного сезона. Версия экзотическая: они объедаются подгнившими яблоками и... хмелеют.


Где истина?


В Государственной инспекции охраны животного и растительного мира прежде всего подтверждают рекомендацию А.Банадык: после столкновения с животным нужно обязательно вызвать ГАИ и оформлять случившееся как ДТП. Вне зависимости от того, уцелело животное или погибло. В любом случае инспектора знают, кого нужно пригласить: представителя органа местной власти или Минприроды, охотпользователя, ветеринара...


Чего категорически нельзя делать — это увозить сбитое животное. Нахождение с продукцией охоты приравнивается к незаконной охоте (картечью зверь убит или бампером — не имеет значения). Как минимум это означает административное правонарушение и наказывается штрафом до 30 базовых величин.


Старший государственный инспектор Степан Гузней говорит, что в странах Евросоюза проблема решена устройством ограждений. Замечает, что в наших краях особенно подвижны осенью кабаны: они ищут корм. Скажем, убрали крестьяне картофель — кабан идет на поле, где еще стоит кукуруза... Но кабан контактирует с бампером. Гораздо опаснее таранить длинноногого, высокого лося или оленя: удар туши, как правило, приходится на салон... Те и другие наиболее активны в сумерках, утром и вечером. Впрочем, за научным объяснением поведения животных меня направили к известному авторитету по копытным Петру Козло.


П.Козло заведует лабораторией в НПЦ по биоресурсам Академии наук. Версию о «пьяных» лосях отмел как несерьезную. Причина их осенней активности проще — гон. Страх перед человеком, машиной даже трактором притуплен или вовсе отсутствует. Зверя ведет лишь инстинкт продолжения рода — в направлении, только ему известном.


Весной причина повышенной «мобильности» иная: самки изгоняют из стада подросший молодняк. В Беларуси, по словам ученого, ситуация еще не критическая. В Финляндии, к примеру, поголовье лося многократно больше. Там уже лет 20 мониторят маршруты его перемещения и места ДТП: там и ставят ограждения. Даже в соседней Польше — при сравнимой площади лесов — оленей кратно больше: 120 — 130 тысяч голов против наших 10 тысяч. Ученый тоже настаивает на ограждениях. Казалось бы, чего проще!


Ограда — не панацея


Главный конструктор управления дорожного проектирования ГП «Белгипродор» Николай Кречетников сообщает цену вопроса: устройство сетчатых ограждений против животных стоит до 80 млн. рублей за один километр. Конструкции ограждений прописаны, как и прочие элементы инфраструктуры, в ТКП (техническом кодексе установившейся практики) «Автомобильные дороги». Норматив определяет, что на магистралях 1–й и 2–й категории боковая видимость должна быть обеспечена на расстоянии 25 метров от кромки проезжей части. Именно для того, чтобы исключить внезапность появления животного, чтобы водитель успел среагировать. Это в теории. Чтобы обеспечить норматив, пришлось бы вырубать деревья на огромной площади. Поэтому на практике дорожники выбрали компромисс: деревья рубят на расстоянии до 4 метров от «подошвы» дороги.


Почему у нас не ставят ограждения? Ставят! Их конструкция ничуть не уступает тем, что имеются на немецких или швейцарских автобанах. Собранное Н.Кречетниковым досье это хорошо иллюстрирует. На реконструируемой магистрали М4 Минск — Могилев протяженность ограждений достигает 80 км. Это много! И это дорого. В Литве, к примеру, где строят даже подземные туннельные переходы для животных, при устройстве ограждений иногда обходятся и деревянными столбами. Вдоль М4 сетку держат металлические столбы высотой 2,4 метра, которые крепятся на оцинкованных стойках, а те стоят на бетонных фундаментах. Одна лишь стойка обходится в 70 тысяч рублей.


Впервые белорусские дорожники испытали подобное ограждение лет 8 — 10 назад на главной транзитной магистрали страны — М1. Вскоре сетку просто растащили, никакого эффекта она не дала, констатирует главный конструктор: «Тогда сотрудники ГАИ и дорожники сошлись на том, что наш менталитет еще не дозрел до столь высокого уровня дорожного обустройства». В самом деле: лес, глухомань, безлюдье — как не украсть «бесхозное» добро...


Изменился ли менталитет за минувшее время? Магистраль М4 еще строится, сетка монтируется и... ее уже крадут. Вместе с оцинкованными опорами по 70 тысяч за штуку. На это в «Белгипродор» и милицию жалуются подрядчики–дорожники. Впрочем, тащат и столбы: гражданина с некоторым их количеством задержали в Могилеве.


Ограждения — не панацея. В Германии или Швейцарии они тоже стоят не повсюду. А в Риге, например, местные власти не знают, что делать с кабанами. Недавно это признал на своей странице в Facebook мэр Нил Ушаков. Диких свиней все чаще видят жители Мангальсалы, одного из районов Риги. Животные забредают из леса и, по словам очевидцев, «ведут себя по–хозяйски, не боятся приближаться к людям».


Что покажет длительная эксплуатация дороги М4? Сможет ли ограждение противостоять не столько животным, сколько людям–варварам, главный конструктор Кречетников предсказать пока не берется. И это на магистрали, в которую вложены огромные деньги, которая на слуху и на виду. А сколько в стране местных лесных дорог! Для водителей вывод очевиден уже сейчас. Массового появления сетчатых ограждений вдоль наших дорог ждать не стоит.


На авось не надейся


Любопытно, чаще жутковато (но весьма поучительно!) посмотреть в интернете видеозаписи на тему столкновений с животными. Их множество. Среди самых впечатляющих: выпрыгнувшего из леса оленя сбивает и подбрасывает в воздух идущая на большой скорости легковушка. Животное с высоты трех метров влетает в лобовое стекло встречной машины, в которой и работает видеорегистратор. Запись обрывается... Одно из мнений на форуме: «В ночь с 3 на 4 октября в Питер ехал, там после Потанино легковушка лося сбила — такое ощущение, что граната в машине разорвалась».


Можно видеть, как лоси и олени спокойно прогуливаются в потоке машин либо даже стоят на асфальте, почесывая копытами рога. Лось может быстро, прыжками, полностью игнорируя машины, пересечь многополосную магистраль. Стремительно перебегают дороги кабаны. Можно сделать вывод, что, во–первых, поведение зверей возле шоссе и на нем логике не поддается, оно непредсказуемо. Во–вторых, они возникают перед машиной в любое время года — что бы ни говорили специалисты о сезонных всплесках. Зимой, правда, животных легче увидеть издали: выделяются на снегу. Но и световой день зимой короток, ездить приходится впотьмах...


...Мораль из сказанного проста, как правила дорожного движения, которые только кажутся сложными. В действительности они предельно логичны и разумны — как, пожалуй, никакие другие, регулирующие наше поведение в жизни. Они действуют многие десятилетия, одинаковы во всех странах мира и везде понятны. Потому что каждый пункт в них прописан кровью.


Почему в населенных пунктах нельзя ехать быстрее 60 (и даже 40) км/час? Водитель успеет затормозить. Если не успеет, то даже столкновение оставляет пешеходу шанс. Но лучше правил и знаков скорость подскажет рассудок. Если водителем движет здравомыслие, то и случай будет ему в помощь.


...Я подвозил деревенскую семью. В машине было семеро, мы быстро ехали по шоссе через густой лес. Знака «Дикие животные» на обочине не было. Но я спросил пассажира, местного жителя: водится ли здесь зверье? Оказалось, в изобилии: кабаны, лисицы, барсуки, олени, лоси... Впечатленный рассказом, я резко сбавил скорость и в деревню въехал гораздо медленнее, чем предписывал знак. Я даже не дернулся, когда из–за колодезного сруба, едва машина с ним поравнялась, выскочила и бросилась наперерез (нет, не курица!)... девчушка 2–3 лет... Она шмыгнула в калитку на другой стороне улочки, буквально скользнув платьицем по бамперу. Никакая реакция, никакие тормоза не остановили бы тяжелую машину, будь скорость на пару километров больше...


Пусть ваша скорость всегда будет безопасна для вас, ваших пассажиров и тех, кто может оказаться на вашем пути!


P.S. Статья уже была написана, когда поступили сообщения об очередных ДТП с дикими животными. На магистрали М1 водителю только что купленного «Рено» повредило машину стадо кабанов. Он сбил двух. А вот помощник главного тренера сборной ЮАР по футболу Томас Мадигаде погиб: его машина врезалась в осла, который неожиданно выскочил на дорогу.

Автор публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ

←Пять событий недели

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика